Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Системы контроля загазованности как один из элементов безопасности ВДГО/ВКГО. Нормативные требования и проблемы их применения

30 июня 2024 г.

Согласно данным статистики, за период с 2019 по 2022 годы количество происшествий, связанных с использованием газа в быту уменьшилось в колоссальное количество раз, с 6422 случаев в 2019 году до 309 случаев в 2022 году (рис. 1). Похожую динамику можно наблюдать и в статистических сведениях о количестве отравлений газом (рис. 2), согласно которым количество подобных инцидентов сократилось с 1053 случаев в 2019 году до 87 в 2022. Подобные метаморфозы объясняются качественными изменениями в законодательстве, а также следованием последним со стороны организаций.



Рис. 1


Рис. 2

Также, для наглядности следует рассмотреть статистику взрывов на объектах ВДГО в 15 эксплуатационных компаниях, входящих в Ассоциацию «Сибдальвостокгаз» в период с 2019 г. по 01.05.2023 г. (рис.3), а также данные о выявленных утечках и количестве отравлений за представленный период (рис. 4,5).



Рис. 3




Рис. 4


Рис. 5

По окончании рассмотрения статистических сводок, следует перейти к рассмотрению нормативных требований к установке СКЗ и местам их размещения. Согласно Федерального закона от 30.12.2009 г. No 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в проектной документации должны быть предусмотрены меры по предотвращению наступления несчастных случаев и нанесения травм людям в результате взрывов, в том числе:

  1. соблюдение правил безопасности устройства систем отопления, горячего водоснабжения, газоиспользующего оборудования, дымоходов, дымовых труб, резервуаров и трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей и газов;
  2. соблюдение правил безопасной установки теплогенераторов и установок для сжиженных газов;
  3. регулирование температуры нагревания и давления в системах горячего водоснабжения и отопления;
  4. предотвращение чрезмерного накопления взрывоопасных веществ в воздухе помещений, в том числе путем использования приборов газового контроля.

Отдельно упомянем, что в ряде случаев проектные организации трактуют часть 11 пункта 4 статьи 30 No 384-ФЗ как «применение систем безопасности газоиспользующего оборудования, например, «газ-контроль» в газовых плитах».

Вышеупомянутый регламент подразумевает под объектом технического регулирования «здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Таким образом, требование части 11 статьи 30 ФЗ No384 распространяется на все здания и сооружения, в том числе на дома жилые одноквартирные, являющиеся объектами индивидуального жилищного строительства, и многоквартирные жилые здания.

На текущий момент законодатель также озадачен вопросом актуализации перечней, являющихся доказательной базой к техническому регламенту. Так, в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 No 815 были внесены изменения, согласно которым «принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. No 1521 или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 914 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. No 815» (далее – постановление от 20 мая 2022 г. No 914), по выбору застройщика или технического заказчика.

Во избежание внештатных ситуаций, законодательно установлены и обоснования соблюдения как добровольных документов, так и принятых проектных решений. Так, согласно ч.4 ст. 16.1 Федерального закона «О техническом регулировании», «применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов». Также, согласно ст. 6 Федерального закона No384-ФЗ, соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий.

В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

  1. результаты исследований;
  2. расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
  3. моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
  4. оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Законодателем также предусмотрены нормы по установке СКЗ в документах по стандартизации (рис. 6).

Отдельное внимание следует также уделить требованиям к размещению средств коллективной защиты в эксплуатационных документах предприятий изготовителей.

Так, допустимые нормы расположения сигнализатора загазованности по метану выглядят следующим образом:

  1. от потолка варьируется от 10 до 40 см;
  2. от форточек и мест притока принимают 50 см;
  3. от края газового прибора по горизонтали (смещение сигнализатора относительного газоиспользующего оборудования) не менее 100 мм.

В свою очередь, сигнализатор загазованности по оксиду углеро- да следует устанавливать:

  1. на расстоянии 150 см – 180 см от пола;
  2. расстояние от форточек и мест притока варьируется от 50 до 200 см;
  3. от края газового прибора по горизонтали (смещение сигна- лизатора относительного газоиспользующего оборудования) не менее 100 мм.


Кузнецов А.В. – директор Московского филиала
АО «Гипрониигаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить