Президентом Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений от 31.05.2020 No пр-907 по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной модели газификации поставлена задача поэтапного завершения газификации к 2024 году и 2030 году.
К текущему моменту в рамках данной задачи наблюдается экспоненциальный рост уровня газификации населения (рис.1).
Для наглядности необходимо обратиться к ряду актуальных конкретных показателей. Так, в контексте магистральной инфраструктуры протяженность магистральных газопроводов составляет 184.1 тыс. км., а количество газораспределительных станций составляет 3811 шт., среди которых 244 «с отсутствием пропускной способности». Характеризуя показатели распределительной инфраструктуры следует отметить, что протяженность межпоселковых газопроводов составляет 199 тыс. км., а протяженность внутрипоселковых газопроводов равняется 601 тыс. км. При этом протяженность газопроводов-вводов составляет 230 тыс. км. Говоря об уровне газифицированных населенных пунктов, наиболее важными цифрами являются определяющие показатели по населенным пунктам, газифицированным СУГ – 42 538 единиц, и природным газом – 49 389 единиц.
Также Президентом Российской Федерации по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации дан перечень поручений от 02.05.2021 No Пр-753 и поставлена задача обеспечить в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений в случае наличия соответствующей заявки. Отметим, что потенциал догазификации оценивается в 1 600 304 домовладений. В рамках выполнения данной задачи (рис.2) единым оператором газификации распоряжением Правительства от 15.12.2021 No 3603-р было определено ООО «Газпром газификация», действующее на территории 72 субъектов Российской Федерации и на федеральной территории «Сириус». Также, в 13 субъектах действуют региональные операторы газификации (РОГ).
Мониторинг реализации догазификации домовладений в ежедневном режиме осуществляется в рамках специального проекта No 24 «Газификация Российской Федерации» Координационного центра Правительства Российской Федерации. В рамках догазификации было заключено порядка 1 миллиона соответствующих договоров, 72% из которых на текущий момент носят статус «исполненных». Выполнение же подключений по заключенным договорам и исполнений до границ с учетом пуска газа осуществляется в соответствии с графиком (рис.3).
За отчётный период с января 2023 года по октябрь 2023 года было принято 279,6 тысяч заявок, заключено 294,3 тысячи договоров, 231,3 тысяч из которых было исполнено, тогда как общее число подключений равняется 162 тысячам.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30.10.2022 No Пр-2067 программа догазификации стала бессрочной, а также распространилась на социальные объекты: школы и дошкольные учебные учреждения, медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения (рис.4).
Ключевым вопросом в рамках догазификации выступает недостаточный темп подключения. Одной их причин невысокой интенсивности подключений домовладений в рамках догазификации является высокая стоимость выполнения работ внутри границ земельных участков заявителей и газоиспользующего оборудования. Так, средняя стоимость договора о подключении домовладения к газораспределительным сетям в рамках комплексной услуги – 115 тыс. рублей (в соответствии со стандартизированными тарифными ставками, утвержденными в соответствии с приказом ФАС России от 16.08.2018 No 1151/18). Отдельно отметим, что под «Комплексной услугой по газификации», указанной в вышеизложенном предложении, понимается возможность заключения договора технологического присоединения с условием исполнения обязательств внутри земельного участка в рамках одного договора газораспределительной организацией.
Для помощи в разрешении сложившейся ситуации в 2023 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделено 1,6 млрд рублей для предоставления трансфертов бюджетам 54 дотационных субъектов Российской Федерации на софинансирование субсидии 9 отдельным категориям граждан. Указанные средства предусмотрены с целью оказания помощи для газификации порядка 18 тыс. домовладений. Также следует отметить, что получение компенсации льготным категориями граждан (пенсионеры, инвалиды, ветераны труда и др.) на проведение работ внутри участка и покупку газоиспользующего оборудования также возможно в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Также, в 2023 году в рамках Российской энергетической недели Президентом Российской Федерации В.В. Путиным предложено расширить перечень отдельных категорий, имеющих возможность получить меру социальной поддержки на проведение работ внутри границ их земельных участков, а также на покупку газового оборудования в размере не менее 100 тысяч рублей. На текущий момент, в 2023 году было выделено 5.5 миллиарда рублей со стороны региональных бюджетов на предоставление компенсации затрат граждан на мероприятия по газификации их домовладений, заключено 3 596 договоров о подключении домовладений девяти отдельных льготных категорий граждан в рамках софинансирования субъектов Российской Федерации, а всего помощь на газификацию домовладения была предоставлена 51.4 тысяч людей.
Неоспоримым плюсом является высокий уровень законодательной проработанности данного вопроса. Так, основные вопросы газификации на текущий момент регламентированы одиннадцатью Федеральными законами и шестнадцатью Постановлениями Правительства. Более того, ряд инициатив на текущий момент находится на этапе разработки, ключевые из которых необходимо рассмотреть в детальном порядке:
1. Проект Федерального закона No 49335-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации и статьи 52 и 521 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Данный нормативный правовой акт направлен на приведение в соответствие положений Федерального закона от 31 марта 1999 года No 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию», а также на достижение целей по обеспечению удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. С принятием Федерального закона определяются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области газоснабжения и полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации газоснабжения населения; уточняются правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации, требования к поставляемому газу, нормы государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и условия доступа к газотранспортным и газораспределительным сетям; устанавливается норма о выдаче технических условий на подключение объектов капитального строительства к будущим сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).
2. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 114 лесного кодекса Российской Федерации».
Разработка данного нормативного правового акта направлена на совершенствование использования ле- сов, расположенных в лесопарковых зонах, для реали- зации инфраструктурных проектов.
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».
Основные метаморфозы, предусмотренные вышеуказанным законом, связаны с подключением к сетям, принадлежащим «основным абонентам».
4. Проект постановления Российской Федерации «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
Данный нормативный правовой акт предусматривает приведение в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2002 No 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон No 184-ФЗ), поскольку Закон No 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В этой связи Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 No 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» устанавливающие требования в части реконструкции, текущего и капитального ремонтов, а также консервации сетей газораспределения и газопотребления подлежат исключению из проекта.
Говоря про перспективы газификации субъектов Российской Федерации, следует отметить, что в связи с геополитической обстановки одним из приоритетных направлений развития газовой отрасли является увеличение поставок на внутренний рынок, а также переориентация экспортных поставок в восточном направлении. В качестве основных направлений поставок газа на внутренний рынок рассматриваются субъекты Российской Федерации, расположенные в непосредственной близости от магистрального газопровода «Сила Сибири» и проектируемого газопровода «Сила Сибири-2». В перспективе планируемый магистральный газопровод «Сила Сибири-2» пройдет рядом с городами Ачинск, Красноярск, Канск, Саянск, Ангарск, Иркутск и далее по территории Республики Бурятия (южнее озера Байкал) до выхода к государственной границе Российской Федерации в районе н.п. Наушки.
Верхов А.А. – директор Департамента развития
газовой отрасли Минэнерго России