Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Альтернативная газификация в Российской Федерации: правовые, экономические, региональные аспекты

10 июня 2024 г.

Согласно тезисам Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, «в условиях рыночной экономики трудно представить ситуацию, в которой коммерческий проект с высоким уровнем рентабельности не был бы реализован. Мы видим, как в газовых проектах «Северный поток-2», «Турецкий поток» выгода берет верх даже над странами с беспрецедентным политическим влиянием, и, несмотря на все попытки, проекты реализуются в срок. Примерив эту логику на ситуацию с газификацией России, которую Премьер-министр РФ Медведев охарактеризовал как «постыдную», становится совершенно очевидно, что либо есть сили с влиянием большим, чем у США, которые противостоят газификации России, либо это коммерчески не привлекательный проект, не интересный российским газовым компаниям...»

Во исполнение поручений Президента РФ от 31 мая 2020 года № Пр-907 определен план мероприятий («дорожная карта») по развитию газификации. Так, 21 апреля 2021 года Президентом было объявлено о бесплатной газификации, и уже 31 мая 2021 года Президент издал соответствующее поручение правительству РФ и «Газпрому», который получил статус «Единый оператор газификации» (ЕОГ). Функции ЕОГ возложены на вновь образованное ООО «Газпром газификация».

Так, подводя промежуточную черту, по данным Правительства Российской Федерации на 01.01.2022 уровень газификации населения трубопроводным природным газом составил 72%, а на начало 2023 года достиг отметки в 73%.

Согласно плана мероприятий («дорожной карте») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, целевым показателем является доведение уровня газификации населения к 2030 году трубопроводным газом до 82,9%.

В очередной раз Правительство РФ основной упор сделало на развитие газификации через газораспределительные сети природного газа. При этом актуальным остается вопрос, что же делать гражданам РФ, проживающим в районах, куда газовая труба в ближайшие 15-20 лет не придет ни при каких обстоятельствах, для которых СУГ, КПГ, СПГ может стать единственной альтернативой для получения газа?

Рассмотрим детальнее сдерживающие факторы развития рынка СУГ, как альтернативного источника энергии:

  1. Отсутствие объективных топливно-энергетических балансов субъектов, единого федерального ТЭБ для объективной оценки текущей ситуации и планирования перспектив объёмов потребления различных источников энергии в коммунальных целях в субъектах и в России в целом;
  2. Отсутствие единого федерального регулятора рынка СУГ, единой системы учёта официальных участников рынка, собственников и количества находящихся в обращении баллонов СУГ, других сосудов под давлением, используемых для перевозки, хранения СУГ, конечных потребителей;
  3. Отсутствие должного контроля за техническим состоянием устаревшего, изношенного до 80% балонного парка, использование морально устаревшей запорной арматуры;
  4. Устаревшие нормативная база, технические регламенты, регулирующие деятельность на рынке СУГ;
  5. Существенная разбалансированность ценообразования на рынке СУГ по отношению к трубопроводному газу.

Также, Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос мер по снижению аварийности при использовании газа в быту (рис. 1).

В свою очередь, по мнению Минэнерго России, вопрос необходимости контроля за оборотом баллонов со сжиженным углеводородным газом, включая вопросы проверки, учета, технического состояния баллонов СУГ, напрямую связан с безопасностью и сокращением случаев происшествий, связанных с нарушением правил пользования газа в быту. Из письма Минэнерго в адрес Правительства РФ от 01.07.2019 г. «...В этой связи Минэнерго предлагает рассмотреть следующие механизмы сокращения чрезвычайных ситуаций и повышения безопасности, связанных с использованием баллонов СУГ...

  1. Введение цифрового учёта баллонов СУГ, подразумевающего создание единой автоматизированной системы учёта баллонов СУГ на всех этапах жизненного цикла - от производства, до утилизации;
  2. В течение 5-7 лет организовать внедрение в конструкцию баллона механизмов защиты от переполнения и повышенного давления;
  3. Введение системы лицензирования деятельности по обороту СУГ, газовых баллонов;
  4. Усиление мер административной и уголовной ответственности ЮЛ, ФЛ за не законную деятельность на рынке СУГ, нарушение требований безопасности при эксплуатации баллонов СУГ...»

Со стороны Федерального собрания для реализации обозначенных Президентом планов по газификации были поставлены следующий задачи:

  1. Закрепить формирование топливно-энергетического баланса субъектов РФ на федеральном уровне как обязательного элемента текущего и перспективного планирования потребления энергетических ресурсов в Российской Федерации;
  2. На законодательном уровне придать СУГ, КПГ, СПГ статус равных природному газу источников энергии для решения задач газификации, внести необходимые поправки в ФЗ 69 «О газоснабжении в Российской Федерации», в соответствующие подзаконные акты;
  3. Провести ревизию технических регламентов, нормативно-правовых актов, регулирующих рынок СУГ, КПГ, СПГ, базирующихся на устаревших технических решениях 60-х годов прошлого века.
  4. На федеральном уровне определить статус единого оператора газификации отвечающего за раз- работку и реализацию программы альтернативной газификации, создание и ведение единого федерального цифрового реестра газовых баллонов, разработка и внедрение механизма паритета цены альтернативных газов с ценой на природный газ.

Отметим, что по мнению экспертного сообщества реализуемый в Российской Федерации План по развитию газоснабжения и газификации регионов, созданию социально ориентированной системы газификации субъектов Российской Федерации до 2030 года, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации No 1152-р от 30.04.2021 г. («дорожная карта»), решает проблему подключения к трубопроводному газу нескольких сотен тысяч домовладений, что составит менее 10% всех домовладе- ний, требующих газификации, не учитывает возможности и необходимости развития альтернативной газификации. При принятии на государственном уровне решения о развитии рынка СУГ, КПГ, СПГ, затраты на модернизацию и развитие средств доставки, хранения газов для решения задач догазификации населенных пунктов, расположенных в отдалённых, труднодоступных районах, окажутся значительно дешевле газификации путём строительства дополнительных сетей ЕСГ.

Из открытых источников мы знаем, что в последние годы крупнейшая газовая компания ежегодно направляла на газификацию регионов 25-30 млрд. рублей, при этом рост газификации не превышал 0,6-0,9 %. За период с 2005 по 2020 годы обеспечены условия для газификации более 4,6 тыс. населенных пунктов, порядка более 981 тыс. квартир и домовладений.

С помощью имеющихся данных и несложных вычислений можно установить, что согласно формуле «25000000000х16лет:981000 квартир и домовладений», на одну квартиру/домовладение закладывается сумма, равная 407 747, 19 руб.

Учитывая актуальность и социальную значимость проводимой догазификации, 12 января 2022 года вопросы газоснабжения населения, проживающего в населенных пунктах, удаленных от сетей природного газа, были рассмотрены на совещании с членами Правительства, по итогам которого Президентом Российской Федерации 7 февраля 2022 года (Пр-276) утвержден Перечень поручений.

Одним из пунктов указанного документа Правительству Российской Федерации поручено определить субъекты Российской Федерации, в которых исходя из целевых топливно-энергетических балансов и из результатов оценки экономической эффективности природный газ, транспортируемый с помощью ЕСГ, не может быть основным источником энергии. Газификацией российских регионов занимается ООО «Газпром газификация».

Согласно программе на 2021– 2025 годы, в 72 субъектах должны быть построены более 24 тыс. км новых газопроводов, что позволит обеспечить газом более 500 тыс. домовладений и квартир. Компания оценивает стоимость программы газификации в 526 млрд руб.

Проведя аналогичные расчёты, согласно новой программе по формуле «526 000 000 000 : 600 000», количество выделяемых средств на одну квартиру/домовладение возрастает до 876 666,66 руб.

Также по причине невозможности обеспечения ряда регионов РФ в ближайшей перспективе природным газом, власти заявили о подготовке перевода более 130 тыс. домов на электроотопление. Прорабатывается вопрос о переводе 132,7 тыс. домов в Туве, Красноярском крае, Хакасии и Бурятии с угольного отопления на электричество. Только реконструкция сетевой инфраструктуры в этих четырех регионах потребует не менее 40 млрд рублей. Такие оценки обозначены в материалах совещания комиссии Госсовета по энергетике, которое прошло в конце марта 2023 г.

Переход частного сектора на электроотопление рассматривается как одна из возможных мер по реализации федерального проекта «Чистый воздух» с целью снижения вредных выбросов в атмосферу, пояснил «Известиям» замглавы Минэнерго Павел Сниккарс. Такая инициатива идет от субъектов РФ, добавил он. Например, власти Бурятии предложили перевести на электроотопление частный сектор Улан-Удэ. Ранее с похожими инициативами выходили также Иркутская область и Забайкалье, рассказал замминистра.

При этом, необходим рассмотреть альтернативные варианты (рис.2).

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. No 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) нормативно было закреплено положение, что газификации в Российской Федерации проводится с использованием природного газа. Содержащиеся в нем правовые нормы регламентируют вопросы регулирования рынка только природного газа и его поставки через Единую систему газоснабжения (далее – ЕСГ).

При этом порядок обращения СУГ, КПГ, СПГ, их использование в коммунальной сфере на законодательном уровне нормативно-правового закрепления не получили; В условиях имеющейся правовой неопределенности Правительство Российской Федерации, Минэнерго России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, единый оператор газификации (далее – ЕОГ), в своих программах по развитию газоснабжения и газификации в регионах альтернативные виды газа в виде СУГ, СПГ, КПГ практически не учитывают.

Одним из негативных факторов, возможных при массовом внедрении СУГ, СПГ и КПГ может видеться увеличение числа чрезвычайных ситуаций при эксплуатации газовых баллонов (рис. 3).

06 октября 2023 года в эфире телеканала ГТРК «Иртыш» «Россия 1» начальник главного управления МЧС России по Омской области Владислав Колодинский рассказал о том, что за последние три года в регионе произошло 53 хлопка газа, связанных со взрывом бытового газа в домах:

«В основном это неосторожное обращение с огнем. Газовые баллоны, которые хранятся в холодных помещениях, затем заносятся в тепло и случается взрыв — под воздействием обогрева газ начинает расширяться и происходит трагедия. Баллон нужно заносить в теплое помещение постепенно — сначала в сени, где он должен постоять немного, потом к порогу, потом на кухню, но ни в коем случае сразу к печке...»

Во избежание подобных эксцессов предлагается ко введению единая система цифрового учёта контроля жизненного цикла газовых баллонов и сосудов под давлением (рис. 4). Она сможет обеспечить установление контроля за оборотом взрывоопасных предметов, снижение уровня аварийности, очистку рынка от «серых» игроков, рост потребления газа на внутреннем рынке, рост объёмов реализации газа официальных участников рынка, а также учёт всех официальных участников рынка.

Также, 5 сентября 2023 года российской делегации, в составе которой были представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российского газового общества, ПАО «Газпром»: ООО «Газпром газомоторное топливо» на площадке УП «ГРОДНООБЛГАЗ» в г. Новогрудок наглядно была продемонстрирована вся цепочка организации газоснабжения населения Республики Беларусь сжиженным газом от приёма заявки от потребителя, до доставки и установки баллона в адресе.

Вся процедура отражается в цифровой системе предприятия, ведётся постоянная видеофиксация процесса работы слесарей по доставке и установке баллона. Благодаря работам по внедрению цифровой системы учёта газовых баллонов, централизованной замене баллонного парка на безопасные баллоны СУГ, которая на предприятиях ГПО «БЕЛТОПГАЗ» началась более 3-х лет назад, выстроена очень чёткая и эффективная система управления доставки газа населению.

Оптимизированы затраты на доставку, замену, ремонт газовых баллонов, резко снизилась число ЧС с газовыми баллонами. Продемонстрированный программный комплекс позволяет автоматизировать производственные процессы на газонаполнительных станциях, отследить весь жизненный цикл баллонов с момента их изготовления до их утилизации, оптимизировать и сократить расходы на ремонт и замену баллонного парка, отследить процессы наполнения, доставки газа потребителю, обеспечить контроль газа, отпускаемый населению по дотационным ценам.

Вычужанин А.Н. - генеральный директор ООО «Газовый вектор»




Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить