Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Альтернативная газификация. Проблемы и перспективы

30 апреля 2023 г.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ СОЦИАЛЬНОЙ ДОГАЗИФИКАЦИИ

На совещании 31 августа 2022 года Президенту РФ В. Путину в очередной раз был доложен ход реализации плана по социальной догазификации.

В рамках Послания 2021 года Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин ставил задачу до 2023 года бесплатно довести газ до границ земельных участков граждан, расположенных уже в газифицированных населённых пунктах, поэтапного завершения газификации страны к 2030 году.

Во исполнение этих поручений развёрнута масштабная интенсивная работа по всей стране, организована широкая информационная кампания для населения о возможностях и способах участия в программе социальной догазификации.

Созданы центры оказания услуг газораспределительных организаций по всей стране.

Для граждан созданы удобные, доступные сервисы по подаче заявлений. Заявку теперь можно подать через портал госуслуг, многофункциональные центры в субъектах Российской Федерации, сайт оператора газификации и газораспределительных организаций. На портале госуслуг предусмотрена возможность отслеживания движения заявки с момента подачи до исполнения договора.

Для проведения работ по газификации в качестве единого оператора определена «дочка» «Газпрома» – «Газпром газификация».

Для реализации этой масштабной программы ПАО «Газпром» планирует выделить около 600 миллиардов рублей на период до 2025 года, и ещё около 150 миллиардов рублей – на социальную догазификацию, из которых уже 43 миллиарда рублей профинансированы.

На текущую дату от жителей России принято около 700 тысяч заявок на бесплатную газификацию домохозяйств, подписано 545 тысяч договоров, к 240 тысячам домовладений бесплатно подведён газ до границы участка, при этом непосредственно подключены к газу около 100 тысяч. Основная часть подключений происходит по схеме труба-плита. Об отоплении дома зачастую речи не идёт. Несмотря на предоставляемые гражданам субсидии на подключение в сумме около 80 тыс. рублей на домовладение, далеко не все потребители готовы единовременно обеспечить закупку и монтаж оборудования для отопления дома, подогрева воды. Как правило сумма таких затрат превышает цифру выделяемых субсидий.

В бюджетах субъектов Российской Федерации на 2022 год предусмотрены субсидии порядка 4,5 миллиарда рублей. На совещании 31 августа 2022 г. Президент РФ В. Путин высказал предложение об увеличении размеров субсидий для граждан с низкими доходами до 150–200 тыс. рублей в части исполнения тех работ, закупки оборудования, которые необходимо реализовывать непосредственно владельцу дома. Это позволит большему количеству граждан фактически начать использование газа.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что действительно для решения поставленных задач по социальной догазификации задействованы колоссальные административные и финансовые ресурсы.

Но все эти успехи и достижения коснуться только 2–3% всех домовладельцев в Российской Федерации, нуждающихся в газификации и не имеют никакого отношения к газификации альтернативной, которая, несмотря на февральские поручения Президента В. Путина, не спешит хвастаться столь впечатляющими результатами.

Масштаб проблемы понятен: «догазифицированных» – тысячи, а мечтающих о газификации - миллионы.

Бравурные отчёты о масштабах и темпах социальной догазификации очень напоминают доклады на партийных съездах периода Советского Союза. Большая беда заключается в том, что на верх докладывается далеко не вся и не всегда объективная информация о текущем положении дел.

Прямо сейчас примерно 8-10 млн. российских семей обогревают свои дома дровами и углем. Потому что другого отопления, кроме печного, у них нет. Таковы данные Росстата.

С точки зрения статистики это не так много. Но это «немного» очень неравномерно раскидано по стране. Есть регионы, где в таких условиях существуют 20–30% населения, а то и больше. И необязательно где-то в глухой сибирской тайге. Например, в Псковской области печки топит треть жителей, в Костромской - больше 20%. А рекордсмен – Тыва, там печное отопление более чем у 85%.

II. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГАЗИФИКАЦИЯ

Нужно ли газифицировать всех?

Ставка именно на сетевой газ как главное решение всех проблем не всегда оправдана. Утверждение, что газ – это дешево, верно далеко не всегда.

Газификация – это достаточно дорогой способ отопления, поскольку требует значительных вложений в инфраструктуру, газопроводы, распределительные сети и пр. Он оправдывается в местах с компактным проживанием. Если же населенные пункты отстоят друг от друга на значительные расстояния, то есть резон просчитать иные способы организации отопления.

Но дело в том, что многие регионы «с печками» как раз «компактностью проживания» не отличаются. И, грубо говоря, если ставить задачу обеспечить сетевым газом все населенные пункты, разбросанные по красноярской тайге в сотнях километрах друг от друга, денег понадобится столько, что проще всех оттуда переселить. Есть альтернатива - искать другие способы решения проблемы.

В настоящая время продолжается работа по реализации плана мероприятий по внедрению социально ориентированной системы и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. No 1152-р (далее «Дорожной карта»).

По данным Минэнерго на текущий момент природным газом газифицировано 78 субъектов Российской Федерации. С 2001 по 2021 год уровень газификации повысился с 51,7 до 71,4 процента (1% в год), и сейчас составляет: в городах страны около 73,7 процента; в сельской местности – примерно 64,8 процента. Из открытых источников мы знаем, что ранее, каждый год, на эти цели Газпром выделял не менее 30–35 млрд. рублей. В эту сумму можно оценить стоимость 1% газификации страны в последние 20 лет. Эффективно или нет, судить Вам. Более того, сумма, аналогичная сумме, которая была потрачена за 20 лет (600 млрд. руб.), планируется к освоению в ближайшие 2 года.

В территориальном аспекте показатели значительно отличаются. Центральные и южные регионы России более среднем газифицированы в виду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Например, в Центральном федеральном округе газификация на текущий момент достигает уровня 87%, в Южном федеральном округе – 82%, в Поволжье – 86%, на Север- ном Кавказе – 86%.

Согласно «Дорожной карте» предусмотрено использование СПГ и СУГ как альтернативных экологичных источников энергии в тех субъектах Российской Федерации, где, исходя из результатов экономической эффективности, трубный газ не может быть основным источником энергии.

Сравнивая экономику СУГ и СПГ, можно отметить, что с учетом простоты инфраструктуры транспортировки и хранения стоимость газификации посредством СУГ может быть существенно ниже стоимости газификации с использованием СПГ. При этом газификация сжиженным газом выходит значительно дороже газификации сетевым газом, прежде всего потому, что оптовые цены на природный газ, используемый для сетевой газификации, являются регулируемыми и субсидируются за счет экспорта газа. Но этот вопрос относится к юрисдикции Единого оператора Газификации, который, исходя из своих функций, обязан урегулировать этот вопрос с Правительством, ФАС.

Позиция ФАС по этому вопросу удручает, по-иному не скажешь. 2 ноября 2022 г., на встрече в Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации с Руководителем ФАС Шаскольским М. А., Председателем Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Широковым А.В. был задан вопрос по проблематике ценообразования на рынке СУГ, тяжёлом финансовом положении уполномоченных ГРО. Был получен ответ, что Вы не владеете ситуацией, биржевые цены сейчас ниже нижнего, никакого государственного регулирования не нужно, рынок всё отрегулировал.

Странно, почему до сих пор рынок «не отрегулировал» цену на природный газ. Сейчас он должен стоить для населения Российской Федерации не 7 рублей за м.куб., а минимум 85–90 рублей за м. куб.

III. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СПГ

Основываясь на прогнозных оценках спроса на газ на внутреннем рынке, представленных в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, а также с учетом прогнозных мощностей по производству СПГ, потенциальный спрос на СПГ для нужд газификации потребителей Российской Федерации оценивается к 2024 году в диапазоне 2,3 - 4,2 млрд. м3 (1,6-3,0 млн.тн.), а к 2035 году – 7,4 - 9,8 млрд. м3 (5,3-7,0 млн.тн.) При этом в качестве приоритетных регионов для газификации посредством СПГ определены Камчатский край, Сахалинская область, Приморский край, Хабаровский край и Республика Саха – Якутия.

В настоящее время годовое производство СПГ в Российской Федерации составляет почти 30 млн тонн.

Немаловажный факт. Если посмотреть на дислокацию основных заводов по производству СПГ, то они больше похожи на пограничные заставы, т. к. расположены в пограничной, прибрежной полосе территории Российской Федерации и ориентированы исключительно на экспортные поставки.

Опираясь на данные цифры, можно предположить, что планы по указанным объёмам потребления СПГ для нужд газификации к 2024 году выглядят мало реализуемыми.

По информации Минэнерго России в России имеется 21 система приема, хранения и регазификации (СПХР) СПГ. В стране функционируют 10 малотоннажных СПГ-заводов, общей производительностью почти 200 тыс. тонн в год и фактической загрузкой порядка 60 %, при этом планируется к постройке (к 2035 году) еще около 30 заводов.

Мощности малотоннажных производств СПГ в России стабильно растут и совокупный выпуск продукции на малотоннажных установках к 2030 году, согласно прогнозу экспертов Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», достигнет почти 4,5 млн. тн. и составит 3% от общего объема производства СПГ в России.

На разной стадии проработки в настоящее время находятся 65 проектов по строительству малотоннажных заводов по производству СПГ.

Конкурентным преимуществом малотоннажного производства сжиженного природного газа является то, что малотоннажные поставки сжиженного природного газа закрывают те рыночные ниши, которые крупнотоннажное производство сжиженного природного газа и сетевой газ закрыть не могут.

В случае использования СПГ в целях газификации затраты на его сжижение, транспортировку и регазификацию в разных регионах будут варьироваться и составлять цифру в диапазоне от 30 до 70 руб. за м3, в зависимости от транспортной схемы, удаленности и сезонности завоза, что сопоставимо со стоимостью моторных топлив.

РЕЗЮМЕ:

По информации Минэнерго России, в Российской Федерации в настоящее время за счет СПГ газифицировано 5 населенных пунктов (шесть – в Пермском крае, один – в Свердловской области) и 2,6 тысячи квартир и домовладений. ЭТО только 0,026% всех негазифицированных домовладений в России!!!

Из 30 млн. тн. производимого объёма СПГ на долю малотоннажных заводов СПГ в 2021 году приходилось немногим более 122 тысяч тонн, из которых на нужды газоснабжения направлено 17 тысяч тонн. Это целых 0,05% от объёма производства СПГ!!!

Опираясь на данные цифры, можно предположить, что планы потребления СПГ для нужд газификации к 2024 году выглядят малореализуемыми.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУГ

При всей сомнительности реализации в указанные сроки заявленных программ развития альтернативной газификации посредством СПГ, именно вокруг темы СПГ ведутся 99% всех разговоров о развитии рынка альтернативной газификации.

При фактическом отсутствии материальной базы, инженерной инфраструктуры, баснословной стоимости проектов, необходимых для реализации газоснабжения на местах посредством СПГ, потребуется не менее 10–15 лет, чтобы получить хоть какие-то результаты. Фактически, перспективы СПГ — это вопрос завтрашнего дня. А чем заполнить этот 10–15-летний вакуум для 8–10 млн. домовладельцев?

Одни из самых низких показателей газификации наблюдаются в регионах Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые характеризуются низкой плотностью населения, невысоким уровнем платежеспособности потенциальных потребителей газа, удаленностью от ресурсов газа. В 35 регионах Европейской части Российской Федерации, где газификация практически завершена, экономическая эффективность традиционных способов снижается.

Каждый новый процент газификации в РФ достаётся Газпрому всё большими и большими затратами.

В рамках Международного газового форума в Санкт-Петербурге, 14 сентября 2022 г., руководитель Мособлгаза Баранов И.А. заявил, что если в начале 2000-х годов себестоимость подводки газовой трубы к домовладению составляла порядка 200 тыс. рублей, то сейчас эта цифра составляет не менее 450 тыс. рублей.

Добавьте сюда суммы дотаций, выделяемых региональными и федеральными бюджетами для заводки газа непосредственно в дом, покупку нового газового оборудования, а это ещё порядка 70-120 тыс. рублей. На совещании по газификации 31 августе 2022 г. Путин сказал, что и 120 тыс. рублей дотаций недостаточно, нужно подумать об увеличении этой суммы. Итого получается ок. 600 тыс. рублей на домовладение. Это благополучная Московская область. Следовательно, стоимость подводки газовой трубы к отдельному домовладению в районах Урала, западной Сибири, Дальнего Востока может составлять миллионы рублей. В этой связи возникает вопрос, почему так упорно двигают мега проекты с миллиардными бюджетами при сомнительной эффективности? Почему не желают замечать варианты альтернативной газификации посредством доступного СУГ? Почему игнорируется существующий и накопленный многолетний опыт работы с СУГ?

Моё твёрдое убеждение, что все инициативы участников рынка, экспертного сообщества по развитию рынка СУГ, реализации планов альтернативной газификации могут быть реализованы исключительно при условии, что в стране будет чётко обозначен исполнитель такой услуги с понятными полномочиями и ресурсом. Заказчик в лице государства есть, а вот исполнителя нет. К огромному сожалению, Единый оператор Газификации в лице ООО «Газпром газификация» вопросами развития рынка СУГ не занимается.

Безусловно, приятно осознавать, что те немногочисленные счастливчики, которые попали в рамки программы социальной догазификации, окружены теплом и заботой государства. За них можно только порадоваться. Но это далеко не самая значительная часть граждан России, которая нуждается в улучшении своих бытовых условий. Читает простой житель глубинки про успехи социальной газификации и задаёт законный вопрос, а я чем хуже? Почему я не могу воспользоваться комплексом созданных государством сервисов, субсидиями на обустройство своего домовладения?

За эти самые 450-600 тыс. рублей, (даже половину от этих цифр !!!) на домовладение в части расходов на СУГ в самой ближайшей перспективе можно заменить баллонный парк у потребителей на взрывобезопасный, заменить потребителю конечное оборудование, газовые плиты, ввести систему единого цифрового учёта участников рынка СУГ (газомоторного топлива), обновить материальную базу, расширить инфраструктуру уполномоченных ГРО.

Т.е., в ближайшей перспективе 5-7 лет, значительно меньшими затратами можно совершить маленькую газовую революцию, решить вопрос газификации труднодоступных, удалённых районов России, увеличить объём потребления внутреннего рынка СУГ в бытовых целях с существующих 500-700 тыс. тн. до 3-5 млн.тн. В условиях сокращения внешних рынков такой рост внутреннего потребления должен только приветствоваться Правительством и производителями газа.

Вопросы реорганизации рынка СУГ, несправедливо отнесённого к неперспективному, рассматриваются экспертным сообществом Российской Федерации с 2016 года. В феврале 2019 года Правительством РФ был принят План мероприятий по предотвращению происшествий, связанных с нарушением использования газа в быту, так называемый План Мутко. Минэнерго, как ответственное министерство, во исполнение п.6 указанного Плана, в октябре 2019 года направило в Правительство пакет предложений, подготовленных экспертным сообществом. Но произошла смена Правительства, пришёл ковид и... Все забыли и о проблеме, и о Плане Мутко. Кстати, смена Правительства не предполагает неисполнение ранее принятых нормативных актов и поручений. Должна быть преемственность органов государственной власти. Почему такое происходит? Ответ прост, никому это не нужно, нет заинтересованной структуры, не обозначены лица, ответственные за исполнение планов.

В настоящий момент очередной раз по инициативе ТПП РФ, Российского Газового Общества подготовлен пакет предложений по внесению изменений в ФЗ No 69 «О газоснабжении», в подзаконные акты Ростехнадзора и МЧС. Речь идёт о реорганизации, либерализации рынка СУГ на новых принципах безопасности с широким использованием информационных технологий. Предложения находятся в Комитете по энергетике Государственной Думы Федерального собрания РФ. В феврале и апреле 2022 года эти предложения получили поддержку в Совете Федерации. Есть слабая надежда, что на проблему альтернативной газификации всё-таки обратят внимание, при условии донесения правдивой информации до верхних уровней власти. Лучше всего, чтобы эта информация дошла до Президента РФ. Как никак он давал эти поручения, ему и спрашивать за их выполнение (или невыполнение).

Пока мы в России питаем надежды на программу альтернативной газификации, есть положительный пример практического развития и расширения рынка СУГ у наших соседей по союзному государству, в Белоруссии. Там сохранены лучшие опыты Советского Союза по обращению газовых баллонов, чутко и внимательно реагируют на появляющиеся технические новации, направленные на повышение безопасности, расширения доступности СУГ для населения. Секрет этого успеха кроется в том, что в Белоруссии есть упол- номоченные предприятия, которые как единый оператор, несут ответственность за оборот, учёт баллонов СУГ.

Государственное Производственное Ообъединение «Белтопгаз» является основным акционером ОАО «НЗГА», является первым в союзном государстве, кто реализует программу перевооружения баллонного парка на безопасные баллоны, внедряет систему цифрового учёта газовых баллонов.

Производственное Объединение «Беларуснефть», крупнейший в Белоруссии оператор заправочной сети, является инициатором внесения изменений в правила промышленной безопасности при заправке баллонов СУГ на оборудовании АГЗС на территории Республики Беларусь, при условии использования взрывобезопасных баллонов.

Это позволит приблизить конечного потребителя СУГ к имеющейся заправочной инфраструктуре. Этот аргумент крайне важен при реализации программы альтернативной газификации в удалённых, труднодоступных районах Российской Федерации.

В условиях жёстких экономических санкций, крайне актуальным становится вопрос обеспечения рынка СУГ России, союзного государства Россия-Беларусь необходимым количеством современных взрывобезопасных баллонов, укомплектованных отечественной безопасной запорной арматурой, произведённой в рамках программы импортозамещения, внедрение единой системы учёта газовых баллонов с момента выпуска до момента утилизации, понятного, прозрачного механизма ценообразования на рынке СУГ.

Пока предложения российского экспертного сообщества по реформированию рынка СУГ тонут в бесконечных хороводах между властными кабинетами, белорусские коллеги на практике реализуют наши предложения. Как показывает практика наших соседей, предложения не самые плохие.

Вывод из всего сказанного прост. Безусловно, альтернативная газификация нужна и возможна. В ряде субъектов, районах она будет единственным возможным вариантом по газификации, отличной от газификации посредством природного газа. Но всё это возможно лишь при одном условии, когда есть единый исполнитель данной социальной задачи. Необходимо провести коррекцию зоны ответственности уже созданного ЕОГ, либо в кратчайшие сроки решить вопрос о создании структуры, ответственной за реализацию планов альтернативной газификации с понятными задачами и полномочиями.

Пока же у множества нянек дитя без газа...
Пока водитель за руль не сядет, автобус не поедет...

Вычужанин А.Н. – генеральный директор ООО «Газовый вектор»,
Заместитель Председателя Комитета По предпринимательству
в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить