Вопросы социальной газификации на протяжении длительного количества времени являются одними из наиболее актуальных в рассматриваемой отрасли, что, в свою очередь, обуславливает необходимость как произошедших, так и грядущих метаморфоз.
Так, необходимость изменения действующей модели газификации и газоснабжения регионов получила своё отражение в Поручении Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. No Пр-753 «Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию» в части указания на необходимость внедрения социально-ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения регионов. Так, в рамках реализации вышеуказанного поручения Президента были разработаны и приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 No1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее по тексту – «Правила») и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 No1549 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», основным идейным посылом которого стало поручения Высшего исполнительного органа страны Федеральной антимонопольной службе в месячный срок привести методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в соответствие с настоящим постановлением. На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов выделяется следующая цель: обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений.
В число наиболее весомых изменений, установленных Правилами, входят:
- Введение термина «догазификация» и отдельный раздел для реализации бесплатного подключения.
- Типовая форма заявки и договора о подключении в рамках догазификации.
- Упрощенный порядок подачи заявок на заключение договора о подключении (МФЦ, Госуслуги).
- Градация сроков подключения в рамках догазификации.
- Изменение порядка получения согласия основного абонента.
- А также изменения, предусмотренные Градостроительным кодексом (276-ФЗ от 01.07.2021).
Изменение конфигурации получения согласия основного абонента отражено в п. 48 Правил и представлено следующим образом:
В случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Со стороны Федеральной Антимонопольной Службы обеспечивается контроль за ситуацией на товарных рынках Российской Федерации. Так, в рамках данной процедуры были разработаны и направлены рекомендации производителям по формированию цен на газоиспользующее оборудование и, на текущий момент, обеспечивается текущий контроль за соблюдением данными производителями законодательства в исследуемой сфере путём систематического проведения мониторинга цен на газоиспользующее оборудование, а также рассмотрение обращений граждан на предмет наличия признаков нарушения Правил подключения No 1547, и, в случае их выявления, принятие предусмотренных статьёй 9.21 КоАП РФ мер.
Для наиболее полного восприятия имеющейся в текущем правовом поле ситуации, рассмотрим Статистику нарушений правил подключения к сетям газораспределения по данным территориальных органов ФАС России.
Так, на диаграмме за исследуемый период (с 2018 по 2021 годы) четко прослеживается тенденция увеличения количества вынесенных территориальными органами ФАС постановлений. В свою очередь, наиболее «популярной» является группа противоправных действий, связанных с нарушением ТУ, договора о подключении и нарушениями порядка расчёта оплаты. Отдельно следует отметить, что в начале исследуемого периода (в 2018-2020 годы) данная цифра хоть и увеличивалась, однако делала это в умеренном темпе, тогда как в 2021 году, в сравнении с предыдущим, увеличение количества данных правонарушений произошло в 3,4 раза. Наиболее характерными формами совершения рассматриваемых правонарушений являются применение расценок, не соответствующих стандартизированным тарифным ставкам (за/внутри границ участка заявителя), неприменение «льготной платы» и неприменение нулевой платы.
Похожий паттерн наблюдается и в разрезе правонарушений, связанных с необоснованным отказом или уклонением от заключения договора. Так, за 2020 год, в сравнении с 2019, количество рассматриваемых противоправных действий увеличилось в 4,1 раза, однако, в 2021 году эта цифра хоть и увеличилась, однако произошедшее увеличение не сохранило тенденцию геометрической прогрессии. В данном случае, речь, как правило, идёт о нарушении сроков направления договора, предусмотренных Правилами. Так, согласно п. 28 Правил, общим сроком считается срок в 15 рабочих дней, тогда как для случаев «нулевой врезки» предусмотрен срок в 5 рабочих дней, а для случаев, в которых речь идёт о догазификации, или требуется согласование с третьими лицами предусмотрен срок в 30 дней.
В свою очередь, количество постановлений, вынесенных в связи с навязыванием ГРО невыгодных условий, в 2020 году увеличилось в 2 раза в сравнении с 2019 годом, но в 2021 году вернулось к прежнему уровню. Недопустимость такого «поведения» со стороны ГРО регламентирована в п. 104 Правил, а наиболее распространенными формами его проявления следует считать включение в типовые формы (Договор/ТУ) требований, предусмотренных различными нормативными актами (ГОСТ, СНИП), требование о разработке заявителем проектной документации на ИЖС и сети газораспределения, а также требование о заключении договора о ТО ВДГО с конкретным лицом.
Следует отметить, что на смену «Положениям об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 No 1370 пришли Правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, которые регламентируют следующие правовые аспекты рассматриваемой деятельности:
- Общие принципы и порядок доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
- Равный доступ всех заинтересованных лиц к услугам субъектов естественных монополий.
- Существенные условия договоров транспортировке, дифференциация видов договоров.
- Порядок и условия оказания по транспортировке газа, а также порядок заключения договоров транспортировке.
Также следует отметить, что согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям легальными для заключения являются такие виды договоров, как Договор оказания услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, заключаемый поставщиком газа в интересах конечного потребителя газа, Договор оказания услуг по транспортировке газа, заключаемый конечным потребителем газа и Договор оказания услуг по транспортировке газа для обеспечения транзитной транспортировки газа в сеть газораспределительной организации.
Таким образом, совершенствование Правил подключения к сетям газораспределения сводится к следующим аспектам:
- Введение критериев ГРО по аналогии со сферой электроэнергетики (исходя из протяжённости сетей и наличия аварийно-диспетчерской службы).
- Возможность восстановления и переоформления документов о подключении сети газораспределения к существующей и (или) проектируемой сети газораспределения.
- Обязанность проведения исполнителем мониторинга выполнения заявителем технических условий в случае выбора заявителем не полного комплекса услуг по подключению внутри границ его земельного участка.
- Обязанность исполнителя осуществить подключение объектов капитального строительства, расположенных в границах территории СНТ, от существующей сети газораспределения до границы земельного участка, на котором находится объект капитального строительства.
- Уточнение порядка подписания договора о подключении (возможность ЕОГ передачи исполнителю полномочия по подписанию проекта договора).
Цышевская Е. В. – начальник Управления регулирования
ТЭК и химической промышленности ФАС России