В широком смысле, автономная газификация СУГ на территории Алтайского края и Республики Алтай существует уже более 50 лет. В середине 1960-х г.г. было принято судьбоносное для региона решение: в связи с очень отдаленными сроками достижения магистральными газопроводами природного газа территории края, была начата колоссальная работа по газификации жилых домов, учреждений и объектов сельского хозяйства сжиженным углеводородным газом. К концу 80-х –началу 90-х г.г. СУГ было газифицировано более 2000 многоквартирных домов, более 100000 индивидуальных домовладений, десятки сельскохозяйственных организаций, социальных учреждений и объектов общественного питания. В регионе действовала весьма развитая инфраструктура газового хозяйства, включающая в себя парки хранения, способные единовременно осуществлять постоянное хранение более 3000 тонн СУГ. За последние 20 лет газовое хозяйство было переформатировано в сторону централизации, что привело к снижению объемов парков хранения до 1350 тонн, но зато был значительно расширен и обновлен парк автоцистерн; кроме того, в регионе появились альтернативные поставщики СУГ.
Изначально предполагалось, что газификация СУГ, по большей части, будет развиваться и сохраняться до момента строительства газопроводов природного газа. Однако, значительные территориальные интервалы между населенными пунктами, разнообразный рельеф местности, снижение количества крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, уменьшение население и его значительный переток в крупные населенные пункты привели к тому, что по состоянию на сегодняшний день газификация природным газом Алтайского края едва ли превышает 6-7%. На сегодняшний день очевидно, что газификация природным газом региона будет длиться продолжительный период времени, а некоторых территорий края, в силу объективных и субъективных причин, возможно, не достигнет вообще. Низкие темпы развития газификации метаном, а также оживление экономики в 2000-х годах вновь актуализировали вопрос автономной газификации СУГ. Шаговая доступность практически для каждого жителя нужных информационных ресурсов привела к новому всплеску строительства объектов автономной газификации.
Первопроходцами в данном вопросе выступили объекты туристического кластера Горного Алтая и предгорных территорий. Принимая во внимание частую удаленность туристических баз от крупных населенных пунктов и сложный рельеф местности, прогнозируя возможность прихода газопроводов природного газа лишь в долгосрочной перспективе, владельцы комплексов инициировали строительства резервуарных установок СУГ для отопления своих объектов, уходя от архаичных, низкоэффективных и неэкологичных угольных котлов. Отопление СУГ получалось выгоднее, чем отопление мазутом или электричеством даже с учетом значительной транспортной составляющей цены газа. Опыт первых потребителей оказался весьма успешным, вследствие чего количество потребителей выросло до десятков, причем к предприятиям туристической инфраструктуры уже начали добавляться потребители из числа общественных социальных учреждений (частности, прокуратура Чемальского района, центральная районная больница в с. Чоя). В связи с благоприятными условиями развития туризма на Алтае, перспективы данного направления хорошие. Единственным сдерживающим фактором является недостаточно развитая транспортная инфраструктура, особенно в зимний период, однако, решением подобного вопроса являются проектные решения, включающие в себя увеличение объемов резервуарного парка более чем до 20 и даже более тонн для повышения автономности.
Вторым направлением, начавшим активно развиваться с 2013 года стала газификация СУГ сельскохозяйственных предприятий. Активное развитие фермерских хозяйств породило значительное распространение комплексных решений для тепловой обработки сырья (т.н. зерносушилок), для которых СУГ стал идеальным топливом: выдавая высокую теплоту сгорания, он не требовал значительных эксплуатационных затрат за исключением оплаты услуг эксплуатирующей организации. Кроме того, в силу применяемых технологических решений и связи с эксплуатацией 95 % объектов только в теплое время года, данным системам не требовалось применение испарителей и регазификаторов, что значительно снижало капитальные затраты на строительство. В результате, количество газифицированных объектов аграрно-промышленного комплекса за 5 лет достигло 180 единиц и продолжает расти по всей территории края. В качестве источника газа применяются подземные резервуарные установки СУГ, передвижные автомобильные цистерны, а также контейнерные емкости хранения. В качестве основного технологического оборудования широко распространены сушилки SUKUP (США), а также производимые в г.Барнауле зерносушилки модельного ряда «Алтай» с производительностью до 65 тонн в час.
Третье направление автономной газификации – отопление индивидуальных жилых домов начало развиваться относительно недавно, с 2018 года. Причем, значительное число (более 30%) новых потребителей появляется в районах, в которых появление природного газа вероятно в течение 2-5 лет. Основной технологической схемой является установка одного подземного или надземного резервуара для хранения СУГ, узел редуцирования и газопровод низкого давления. В случае надземного исполнения резервуара, как правило, присутствуют технические решения для принудительного испарения жидкой фазы СУГ. В силу высокой конкурентной среды на данном направлении рынка, сегодня сложно точно оценить точную географию распространения подобных объектов, а также количество потребителей, однако, можно с уверенностью говорить о постоянном росте потребляемого частными лицами СУГ для отопления жилых домов. На сегодняшний день все установки рассчитаны на газоснабжение одного индивидуального дома за исключением одной системы автономного централизованного газоснабжения на 8 домов в г.Бийска. К сожалению, пока нет примеров успешной реализации проектов систем автономной газификации СУГ в строящихся коттеджных поселках либо садово-огородных товариществах, однако работы в этом направлении должны быть продолжены.
И, наконец, четвертое направлениеэксплуатация мобильных газгольдеров. Первый опыт по данному вопросу был приобретен ОАО «Алтайкрайгазсервис» прошлой зимой. Мобильные газгольдеры представляют собой установленные на автомобильном прицепе и обвязанные в единую систему автомобильные баллоны суммарной емкостью до 600 литров с регулятором давления и испарительной установкой от электрической системы напряжением 220 В. Данный вариант удобен возможностью самостоятельной заправки на любой АГЗС, что снижает затраты на доставку газа, имеющую место при заправке резервуарных установок или стационарных емкостей. Транспортировка таких газгольдеров осуществляется потребителем самостоятельно, никаких свидетельств на перевозку опасных грузов не требуется, однако, регистрации в территориальном органе Ростехнадзора такие сосуды также подлежат. Вместе с тем, данный способ автономной газификации однозначно требует альтернативного энергоресурса (на период отключения газгольдера для заправки), а также базовых навыков эксплуатации газового оборудования (подключение/отключение к газопроводу). Эксплуатация мобильных газгольдеров целесообразна на дачных участках либо для индивидуальных домов, где в ближайшие несколько лет ожидается природный газ, в противном случае, применение системы автономного газоснабжения со стационарным резервуаром большей вместимости выглядит более экономически обоснованным в силу необходимости заправки такого газгольдера примерно 2-3 раза в месяц при морозах ниже минус 30 градусов. Для строений со значительной отапливаемой площадью (свыше 400-500 м2) такие решения видятся неподходящими.
Недостаточно на сегодняшний момент развита автономная газификация промышленных предприятий и объектов торговли. В период позднего СССР таковых предприятий было достаточно много, особенно в крупных городах, однако большая часть из них прекратила свое существование в полном объеме и эксплуатация объектов газового хозяйства была прекращена. Сегодня СУГ газифицировано лишь 2 мелких пекарни, здание Роспотребнадзора в г.Рубцовске и несколько мелких объектов торговли. Широкое развитие газификации СУГ крупных предприятий маловероятно в связи с ориентировкой направления строительства газопроводов природного газа в сторону крупных потребителей, однако выборочная газификация отдельных объектов в сельской местности систематически прорабатывается.
Автономная газификация частных домохозяйств с помощью индивидуальных газобаллонных установок обширна, но в долгосрочных планах вряд ли имеет значительные перспективы развития. СУГ в баллонах в подавляющем большинстве случаев применяется только для пищеприготовления, а в зимнее время в районах с печным отоплением потребляется в незначительных количествах. Изношенный парк баллонов и их громоздкость, низкая сознательность граждан в вопросах безопасной эксплуатации газового оборудования нередко приводит к возникновению инцидентов и аварий, связанных с эксплуатацией газа в быту, что, при освещении в СМИ и особенно социальных сетях, формирует у потенциальных потребителей баллонного газа негативное отношение к нему, вследствие чего жители выбирают в качестве альтернативы как природный газ (где таковая возможность имеется), так и электричество. Тем более, нынешние законодательные тренды МЧС вытесняют газовые баллоны на улицы, что в условиях низких температур резко снижает возможности поддержания необходимого давления даже при применении технического пропана. Отопление индивидуальных газовых домов от групповых баллонных установок, по данным ОАО «Алтайкрайгазсервис», не осуществляется. Скорее всего, степень газификации домовладений от баллонного газа будет неуклонно, хотя и не сверхбыстро, снижаться, будучи подстегиваемой распространением газификации природным газом и оттока населения из населенных пунктов, где газификация осуществляется исключительно СУГ. Вероятно, даже инициативы по упорядочиванию оборота баллонов и активному внедрению газовых баллонов нового поколения не смогут подтолкнуть население к расширению эксплуатации газовых баллонов особенно при наличии адекватных альтернатив.
В целом, территория Алтайского края и Республики Алтай представляется весьма перспективной и благоприятной для развития автономной газификации СУГ на долгосрочной основе. Вместе с тем, для ее адекватного и экономически целесообразного развития требуется преодолевать массу проблем, возникающих как на федеральном так и на местном уровне:
1. Низкая платежеспособность населения.
Главная проблема, разумеется, кроется в отсутствии достаточного количества материальных средств у населения для обеспечения капитальных затрат на строительство объекта. Если спрос на строительство резервуарных установок СУГ для автономной газификации объектов туристического комплекса, а также для сельхозпредприятий остается достаточно устойчивым даже в условиях пандемии COVID-19, газификация индивидуальных домов развивается гораздо медленнее. С другой стороны, с каждым годом конкуренция на данном рынке растет, что приводит к улучшениям предложений со стороны подрядчиков.
2. Труднопредсказуемое ценообразование на рынке оптовых цен на СУГ.
Зима 2020/2021 создала еще одну проблему, препятствующую планомерному развитию газификации СУГ - это резкий взрывной рост оптовых цен на сжиженный углеводородный газ. Ранее этот рынок был достаточно предсказуемым с возможной коррекцией: в холодное время года газ стоил недорого, в весенне-летний период цена на него начинала повышаться в связи с ростом потребности на внутреннем рынке, достигая пика к августу-сентябрю, после чего снова начиналось планомерное снижение. Переориентация поставок СУГ на экспорт подняли внутрироссийские цены до невиданных отметок, которые, вкупе с ростом транспортной составляющей, были крайне негативно восприняты потребителями. При этом, естественно, те потребители, которые уже совершили инвестиции в строительство объектов, в большинстве своем перешли к скурпулезному анализу предложений от поставщиков СУГ, ориентируясь только на ценовой диапазон, опуская вопрос качества предлагаемого газа и гарантированные сроки поставки; при этом, пока единично, но все же появляются собственники резервуарных установок (в частности, владельцев пекарен), которые озвучивают желание ликвидировать объект СУГ и перейти на электрическое отопление и сообразно изменить технологию производства. Те же юридические лица, которые только готовились начать мероприятия по газификации объектов, во многом заморозили проекты, анализируя возможную ценовую политику в условиях нынешних реалий.
Исходя из того, что СУГ для автономного газоснабжения реализуется по нерегулируемым ценам, с данной ситуацией приходится мириться и осуществлять деятельность с учетом данных обстоятельств. При этом, на государственном и на региональном уровне вполне могут быть рассмотрены различные варианты решения проблемы:
- Разработка механизмов льготного кредитования для юридических лиц или субсидирования затрат для муниципальных учреждений с целью расширения газификации в регионах где она наиболее целесообразна и желанна (например, в районах с высоким туристическим потенциалом при наличии большого количества угольных котельных);
- Взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов или индивидуальных потребителей для логистической оптимизации транспортной составляющей цены СУГ;
- Переход на краткосрочные договорные обязательства, приобретение партий СУГ не в сезон использования, а в период снижения оптовой цены с последующим хранением на объекте.
3.Отсутствие единой концепции газификации региона СУГ
Сегодня газификация СУГ в Алтайском крае осуществляется во многом стихийно, без выстраивания какой-либо упорядоченной модели. Разумеется, всерьез говорить об аналогичных перспективным программам «Газпрома» не приходится, но признать публично целесообразность автономной газификации СУГ для региона было бы полезно: это позволит оживить рынок и повысить уровень доверия населения и индивидуальных предпринимателей к данному направлению. Не имея четких перспектив, население до последнего будет проявлять консерватизм, не решаясь осуществлять вложения в автономные системы газоснабжения, в то время как сигнал «сверху» придаст дополнительный импульс, особенно для удаленных от магистральных газопроводов районов: несмотря на существующие красивые схемы и планы, можно с уверенностью вычленять районы, прокладка природного газа в которые будет экономически нецелесообразна по ряду причин: низкая плотность населения, сложный рельеф местности, отсутствие крупных промышленных или сельскохозяйственных потребителей. Опыт советского периода наглядно демонстрирует реальность создания устойчивой схемы газификации СУГ при ее поддержке на региональном уровне. В случае выработки такой концепции, можно будет говорить и о дополнительном государственном финансировании либо дотировании предприятий и организаций, перешедших от отопления углем или мазутом на СУГ.
4. Неравномерная газификация региона.
Сегодня газификация (СУГ и природным газом) гораздо обширнее развита в городах или крупных сельских поселениях, а также в непосредственной близости от них. Значительные расстояния между сельскими населенными пунктами без промежуточных потребителей снижают экономическую целесообразность строительства межпоселковых газопроводов природного газа даже в среднесрочной перспективе, порождая риски неэффективного расходования средств. Развитие газификации в удаленных районах происходит крайне медленно или не происходит вообще. При этом, в сельской местности газификация является весьма и весьма желанной поскольку позволит облегчить труд сельского населения, связанный с отоплением жилых домов и общественных зданий (в подавляющем большинстве сегодня там используются уголь и дрова), улучшить санитарно-гигиенические условия проживания и осуществления трудовой деятельности, снизить риск пожароопасности, улучшить экологическую ситуацию. Также весьма желательной она является в районах с высоким рекреационным потенциалом, в частности, г.Яровое, Горная Колывань, Чарышский район.
Исходя из ожидаемых сроков газификации природным газом, представляется весьма полезным на региональном уровне оценить потенциал для автономной газификации СУГ отдаленных населенных пунктов с относительно стабильной численностью населения разработать механизмы ее осуществления с целью снижения порога доступности для рядового жителя. В частности, инициировать разработку проектных решений в части строительства резервуарных установок для автономного централизованного газоснабжения групп индивидуальных домов, котельных учреждений образования (здравоохранения) или создания благоприятного климата для возможных инвестиций.
5. Неотлаженная работа по пропаганде автономной газификации.
По состоянию на сегодняшний день, районные и сельские администрации осуществляют деятельность по развитию газификации природным газом, в то время как руководство районов, где данный вопрос пока не актуален, не предпринимают никаких усилий по возможным альтернативным способом. Вся автономная газификация в этих районах-всецело заслуга строительно-монтажных организаций, газоснабжающих организаций и инициативных лиц. Вместе с тем, постоянное появление новых объектов доказывает, что потребитель данной услуги присутствует практически везде: их аккумуляцию органы местного самоуправления могли бы взять на себя.
Для выстраивания работы по распространению автономной газификации СУГ необходимо:
- Тесное взаимодействие органов местного и районного управления со строительно-монтажными и газоснабжающими организациями;
- Инициирование запросов «снизу» на автономную газификацию на региональном уровне;
- Освещение опыта автономной газификации в местных СМИ.
6. Техническое состояние объектов и качество их обслуживания.
Данная проблема целиком проистекает из предыдущего пункта. Лояльная позиция надзорных органов к объектам газоснабжения частных лиц и отсутствие надзорной нагрузки на объекты IV класса опасности по ФЗ-116 «О промышленной безопасности» привели к тому, что строительство подобных объектов нередко ведется лицами без нужной квалификации с применением оборудования неустановленного качества и происхождения без оформления проектной и/или исполнительной документации. Частные поставщики газа не озадачиваются вопросом наличия договоров на аварийное обслуживание и техническое обеспечение объектов СУГ, ограничивая свою ответственность процессом слива жидкой фазы газа в резервуар. В силу того, что сроки эксплуатации оборудования, входящего в состав системы автономного газоснабжения пока невелики, его безотказная работа пока является высоковероятной, однако по мере физического износа и при отсутствии надлежащего обслуживания, появление инцидентов на этих объектах вопрос времени. Уже неоднократно в аварийную службу Общества поступали обращения о нештатной работе объектов, не относящихся к зоне обслуживания ОАО «Алтайкрайгазсервис»; персонал объектов не имел понятия, что делать в аварийной ситуации и куда обращаться.
На сегодняшний день наличие данной проблемы начинает признаваться на краевом уровне. В частности Минсельхоз уже в течение 3 лет ведет целенаправленную работу по принуждению газифицированных сельхозпредприятий к официальному оформлению и регистрации резервуарных установок (в случае отсутствия такого ранее) в территориальном органе Ростехнадзора. Зерносушильные установки, введенные в эксплуатацию в 2019 году и позднее практически в полном объеме располагают комплектом документации для эксплуатации объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сожалению, в случае с автономной газификацией индивидуальных жилых домов, такая деятельность пока не ведется: часто любая контактная информация о таких объектах строго охраняется как коммерческая тайна поставщиками энергоресурса.
Во избежание возникновения аварийных ситуаций на объектах автономного газоснабжения необходимо:
- Разработать эффективный механизм контроля и учета данных объектов на региональном уровне профильными ведомствами;
- Осуществлять пропаганду среди потребителей по повышению технической и юридической грамотности с точки зрения эксплуатации объектов и возможной ответственности за нарушения;
Кроме этих проблем, порой возникают еще мелкие субъективные факторы вроде угольного лобби на некоторых территориях, однако, все эти проблемы, при взвешенном подходе, решаемы. В случае реализации последовательной политики реализации автономной газификации на территории региона, она вполне может стать энергоэффективной отраслью газоснабжения, обеспечивая новые рабочие места и улучшая условия жизнедеятельности населения и работы промышленности.