В 2020-2021 гг. нормативная база Российской Федерации претерпела значительные изменения, причиной тому стала реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина»). Впервые о проведении тотальной ревизии контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма («регуляторной гильотины») предложил в январе 2019 года председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.
После обращения к Федеральному Собранию Президент России подписал перечень поручений NoПр-294 от 26 февраля 2019 г. Подпунктом «б» пункта 3 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и ввести в действие новые нормы, содержащие актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
Основная идея реформы - возможность быстрого пересмотра и отмены значительного числа нормативных актов в целях выявления норм, противоречащих законодательству (или друг другу), а также экономически неэффективных, неработающих и нецелесообразных правил, в результате реализации которых невозможно достигнуть положительных результатов, тем более, если это влечет за собой существенные необоснованные расходы, связанные с предотвращением рисков.
Регуляторная гильотина направлена на достижение следующих целей:
- повышение уровня безопасности
- устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Реализация реформы контрольно-надзорной деятельности проводилась в двух направлениях:
- построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу
- установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.
В результате проведенной реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины»):
- приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях»;
- разработано и согласовано новое нормативное регулирование для каждой сферы общественных отношений, включая проекты федеральных законов и подзаконные акты;
- пересмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора);
- сокращено на 33% количество обязательных требований;
- принято новое нормативное регулирование во всех сферах общественных отношений.
Для сетей газораспределения, являющихся опасными производственными объектами, особый интерес представляют изменения законодательства в области промышленной безопасности в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
Изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ No116) вносят во исполнение пункта 5 подраздела «Сокращение издержек на выполнение избыточных требований в сфере промышленной безопасности» раздела 5.3. «Улучшение делового климата» Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол No 36, раздел VII) No П13-60855 от 2 октября 2020 г.
Целями законопроекта является снижение расходов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанных с необходимостью проведения экспертизы промышленной безопасности.
Для сокращения избыточной финансовой нагрузки на эксплуатирующие организации законопроектом предлагается исключить из предмета экспертизы промышленной безопасности не относящиеся к нему по своему фактическому содержанию вопросы продления срока эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах, а также технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Правом принятия решения о продолжении эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, предлагается наделить руководителя эксплуатирующей организации (руководителя структурного подразделения) с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, а также технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
06.04.2021 г. законопроект No 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» внесен в Госдуму.
По проекту оборудование (техническое устройство) по истечении срока службы будет подлежать техническому диагностированию вместо экспертизы промышленной безопасности. Его будут проводить специалисты, которые отвечают требованиям определенного профстандарта (его установят отдельно), или эксперты в области промбезопасности.
Решение продолжить использовать устройство с учетом результатов диагностики примет руководитель эксплуатирующей организации или ее обособленного структурного подразделения. Документ может быть бумажным или электронным. Его копию с диагностическим заключением потребуют направить в Ростехнадзор в течение 14 рабочих дней с даты принятия решения.
Экспертиза промбезопасности технических устройств останется лишь до начала его эксплуатации на опасном производственном объекте, в случаях, если техрегламент не устанавливает другую форму оценки соответствия устройства требованиям.
Сходные поправки хотят принять и в отношении многих производственных зданий и сооружений. Согласно законопроекту новше- ства заработают с 1 марта 2022 года. Кроме того, установят переходные положения.
Основанием для продления эксплуатации технического устройства, зданий и сооружений будет являться просто заключение эксперт- ной организации, которая не несёт прямой юридической ответственности.
18.05.2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект позволяющий продлевать сроки эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах решением руководителя эксплуатирующей организации. Комитету Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поручено доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
Согласно статье 4 главы 1 ФЗ No116 правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется ФЗ No116 другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 г. No 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.» были отменены ранее действовавшие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.
Взамен федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 г. No 542) введены обновлённые нормы приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. No 531.
Новая редакция вступила в силу с 01.01.2021 г. и имеет ограниченный срок действия до 01.01.2027 г.
Основные изменения, которые внесены в приказ Ростехнадзора No531, коснулись корректировки ссылок на нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также редакционных правок, в том числе стилистических и орфографических.
В обновленных «Правилах безопасности сетей газораспределения и газопотребления» откорректирована область применения, они не распространяется на газопроводы давлением до 1,2 МПа, предназначенных для обеспечения технологического процесса и функционирования площадных сооружений магистральных газопроводов и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, а также на технологические трубопроводы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
В раздел «Газоопасные работы» добавлено новое требование - газоопасные работы, не требующие оформления наряда-допуска на их производство, могут выполняться двумя работниками, один из которых назначается руководителем работ.
В перечень повторяющихся газоопасных работ, выполняемых без наряда-допуска, включены следующие работы:
- технический осмотр газопроводов и ПРГ;
- техническое обслуживание ПРГ (шкафного исполнения), осуществляемое без снижения давления газа у потребителей;
- проверка состояния охранных зон газопроводов;
- контроль интенсивности запаха газа;
- контроль давления газа в сети газораспределения и газопотребления.
Требования к нарядам-допускам на газоопасные работы конкретизированы в части их оформления (например, не допускается заполнение карандашом или наличие исправлений в тексте).
Реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина») проведена, новая система законодательства действует с 01.01.2021 г., насколько эффективны проведенные мероприятия, покажет только время.
Н. А. Кострикина, начальник комплексной лаборатории No 1 НИЦ АО «Гипрониигаз»