В сфере газоснабжения основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке и плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования на территории Российской Федерации регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года No 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».
Федеральный закон «О долгосрочном регулировании электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения» предполагает развитие институтов долгосрочного регулирования – установление тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, закрепление полномочий Правительства РФ или ФАС России по определению предельных индексов цен (тарифов).
На IX ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России» на сессии, посвященной тарифному регулированию, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин заявил: «Мы хотим, чтобы тарифная политика была основана не только на затратных принципах, а исходила из анализов рынков, заставляла работать регулируемые организации более эффективно.Мы настаиваем на дальнейшем проведении структурных реформ в секторе естественных монополий. В тех отраслях, где созданы условия конкуренции, должен происходить процесс дерегулирования».
«Мы считаем важным создание организаций коммерческой инфраструктуры на новых рынках, создание новой системы договорных отношений. В регулируемых сегментах мы говорим о долгосрочности тарифного регулирования, об использовании метода сопоставимых товарных рынков, о восстановлении законных прав и интересов потребителей услуг естественных монополий. Через применение принципа «инфляция минус» мы переходим на новые формы и методы тарифного регулирования, которые стимулируют повышение эффективности деятельности регулируемых организаций и обеспечивают доступность услуг естественных монополий для потребителей. Кроме этого мы говорим о необходимости погружения «в цифру» вопросов тарифного регулирования» - подчеркнул А.Голомолзин.
Сейчас ФАС предложила концепцию формирования нового закона о государственном регулировании, в дальнейшем она будет представлена для обсуждения в правительство РФ. Эта концепция должна сформулировать единые принципы для всех отраслей, «в том числе принципы, которые могут быть положены в основу определения тарифов, уход там, где это возможно, от затратных механизмов».
«Потому что мы как антимонопольщики видим, что затратный метод в большинстве случаев себя дискредитирует. Если естественная монополия живет от затрат, то единственный ее экономический стимул - эти затраты раздувать», – заявил Пузыревский (зам. руководителя ФАС России).
«Нам нужно максимально использовать варианты сопоставимости, если мы можем сравнить структуру затрат на конкурентном рынке..., то если мы видим аналогичные структуры затрат, которые различаются в разы, то их нужно, конечно, вырезать», – подчеркнул он.
По словам Пузыревского, в рамках предложенной концепции нужно сместить приоритеты от затратного метода к методам сопоставимости, методам понятных аналогов, которые не допускают большой дискриминации в тарифном регулировании и тем самым сделают систему тарифного регулирования более понятной.
«Сейчас, когда мы говорим о том, какие должны быть тарифы, конечно, по нашему мнению, они ни в коем случае не должны превышать инфляцию, в противном случае мы сами даем стимулы к тому, чтобы инфляция росла больше. Поэтому концептуально идеология «инфляция минус» сейчас воспринимается всеми как основа существующего тарифного регулирования», – сказал он.
«Мы понимаем, что правительство, определяя сценарные условия развития экономики, ограничивая рост платы граждан, задает некие параметры тарифного регулирования. На практике дальше очень часто происходит то, что эти параметры заданы, но тем не менее регулируемая организация просит еще больше, и при росте платы населения, например, 4% многие из них говорят: давайте нам 5, 6, 8%», - отметил замглавы ФАС.
Компании заявляют, что в противном случае им придется сократить инвестпрограммы.
По словам Пузыревского, часто естественная монополия сама для себя определяет инвестпрограмму, выполняет ее, а потом говорит: «А теперь, уважаемое население, заплатите за нее». «Разве это правильно? Нет»,–- заявил он.
«Поэтому, если речь идет о том, что у нас во многих регионах есть проблемы, безусловно, это нельзя отрицать, существуют проблемы, например, в сфере ЖКХ, в сфере водоснабжения, теплоснабжения, и необходимо проводить модернизацию оборудования, то эти вопросы нужно обсуждать с населением, – сказал Пузыревский. – У нас для этого существуют муниципальные депутаты, у нас существуют региональные законодательные собрания - пожалуйста, представляйте эти инвестпрограммы на обсуждение жителям».
Если жители готовы к повышению цен, если улучшатся условия водоснабжения или теплоснабжения, ФАС на это согласится, добавил замглавы ведомства. «Превышение возможно только в том случае, когда само население этого просит либо через депутатов таким образом голосует и может в конце концов проконтролировать», - сказал он, отметив, что если средства будут потрачены нецелевым образом, на следующий год тарифы должны снизиться.