В настоящее время в действующем законодательстве содержатся неоднозначные правовые нормы, регулирующие проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, изложенные например в письме ОАО «Гипрониигаз» № 3494-70 от 25.11.2014 Минстрою РФ.
Например, Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, Утверждённый постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. №870, устанавливает необходимость проведения только государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления, в пунктах 88, 91.
88. Оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах:
а) при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления – государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
91. Заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ N 384-ФЗ устанавливает обязательность проведения только государственной экспертизы проектной документации, и (или) результатов инженерных изысканий, негосударственная экспертиза проводится на добровольной основе.
Статья 39. п. ч.1 п. 2)
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме: государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
Статья 41. п. ч.1
Добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ были изменения , позволяющие проводить и негосударственную экспертизу.
Градостроительный кодекс Статья 49 часть 1
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.»
С другой стороны , в ст. 4 ч.2 Градостроительного кодекса говорится о следующем
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
Следует обратить внимание на то, что указанные отраслевые нормы приобретают приоритетное значение не ко всем градостроительным отношениям, а только:
- к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства;
- к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению эксплуатации зданий, сооружений;
- к отношениям, связанным с принятием мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.
Собственно градостроительные отношения представлены более широким спектром деятельности. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует следующие отношения:
- по территориальному планированию;
- по градостроительному зонированию;
- по планировке территории;
- по архитектурно-строительному проектированию;
- по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту;
- а также по эксплуатации зданий, сооружений.
На основании этого можно сделать вывод, что в вопросе проведения экспертизы проектной документации, и (или) результатов инженерных изысканий, которая относится к архитектурно-строительному проектированию и строительству объектов капитального строительства, их реконструкции – приоритетными являются положения градостроительного кодекса. Это подтверждается позицией Минстроя России изложенной в письме № 30518-НА/06 от 26.12.2014 , так «По мнению Минстроя России, несогласованность положений технических регламентов и ГрК РФ создает угрозу необоснованных административных барьеров и требует устранения путем внесения изменений в технические регламенты».
Предложение: Подготовить от имени Ассоциации письмо (обращение) в Минэнерго для более оперативного внесения изменений в Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в части возможности проведения негосударственной экспертизы проектной документации, и (или) результатов инженерных изысканий.
Заместитель генерального директора
АНО СЦТДЭ «ДИАСИБ»
Сакунов В. А.