Со времени разработки «Примерного прейскуранте на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» прошло более десяти лет. Многие нормативно-технические документы, использованные при его разработке, в настоящее время отменены или в значительной степени устарели. Произошедшие изменения были учтены при разработке нового документа «Методика определения стоимости услуг ГРО (услуг по прочей деятельности)»
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 года No 239 услуги по прочей деятельности, оказываемые газораспределительными организациями (далее - ГРО) населению и сторонним организациям, не входят в перечень продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.
Большинство ГРО России при определении цен на свои услуги до настоящего времени использовали методику формирования цен, приведенную в «Примерном прейскуранте на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Примерный прейскурант), разработанном ОАО «Гипрониигаз» и утвержденном приказом ОАО «Росгазификация» от 20 июня 2001 года No 35.
Примерный прейскурант нашел широкое применение в ГРО. Его использование в качестве методической основы при формировании ГРО собственных прейскурантов на прочие услуги рекомендовано Федеральной антимонопольной службой России письмом от 23 июня 2010 года No АГ/19556.
Однако со времени разработки Примерного прейскуранта прошло уже более десяти лет. Многие нормативно-технические документы, использованные при разработке, в настоящее время отменены или в значительной степени устарели.
Кроме того, цены Примерного прейскуранта соответствуют уровню цен на 1 июля 2001 года. За прошедшее время возрос минимальный размер оплаты труда, изменилась величина НДС, вместо единого социального налога введены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и др. Применение индексов инфляции для корректировки цен прейскуранта не позволяет достичь окупаемости затрат ГРО на выполнение услуг.
Произошедшие изменения были учтены при разработке нового документа «Методика определения стоимости услуг ГРО (услуг по прочей деятельности)» (далее – Методика). Методика разработана ОАО «Гипрониигаз» на основании договора с ОАО «Газпром газораспределение».
Целью разработки «Методики определения стоимости услуг ГРО по прочей деятельности» стало совершенствование ценообразования на услуги ГРО по прочей деятельности путем разработки методического документа, предназначенного для использования специалистами ГРО при разработке собственных прейскурантов на услуги по прочей деятельности, определении стоимости оказываемых услуг по прочей деятельности.
Документ носит рекомендательный характер и предназначен для применения структурными подразделениями, филиалами, дочерними и зависимыми обществами ОАО «Газпром газораспределение» при определении цен на выполняемые работы (услуг) по профильным видам прочей деятельности.
Цены на услуги ГРО, устанавливаемые в соответствии с Методикой, применяются при заключении договоров и осуществлении расчетов со сторонними организациями и населением за услуги по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения и газопотребления, а также другие услуги (работы) ГРО по прочей деятельности.
Документ содержит:
- собственно методику определения стоимости услуг ГРО (услуг по прочей деятельности), оказываемые ими по договорам сторонним организациям и населению;
- пример формирования прейскуранта ГРО на оказываемые услуги – «Прейскурант базовых цен на услуги газораспределительных организаций (услуги по прочей деятельности)»;
- программный продукт для определения стоимости услуг ГРО и рекомендаций по его применению.
Непосредственно методика содержит порядок расчета цен, определения расходов, относимых на услуги по прочей деятельности,определения уровня рентабельности при формировании цен на услуги по прочей деятельности, а также методику анализа безубыточности услуг ГРО; устанавливает перечень показателей, необходимых для расчета цен на услуги ГРО, способы их формирования, расчетные формулы, источники получения необходимых исходных данных.
Методика определения цен на услуги ГРО по прочей деятельности направлена на:
- унификацию методических подходов газораспределительных организаций к ценообразованию в сфере оказания услуг по прочей деятельности;
- предотвращение необоснованного включения в цены на услуги затрат, не относящихся к данному виду деятельности;
- повышение обоснованности цен на услуги ГРО;
- сокращение количества конфликтных ситуаций с регулирующими органами и потребителями услуг;
- снижение судебных рисков.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют официальные общеотраслевые методические рекомендации, регулирующие методические вопросы определения цен на работы и услуги. Однако в ряде сфер деятельности имеются соответствующие методические документы. Например, письмо Роспотребнадзора от 14 ноября 2006 года No 0100/12121-06-32 «О формировании цен на выполняемые работы и оказываемые услуги учреждениями Роспотребнадзора» содержит методику определения цен на работы и услуги указанных организаций.
Разработанная Методика формирования цен на услуги ГРО соответствует практике формирования цен на работы и услуги в других отраслях.
Расчет цен на услуги ГРО по прочей деятельности предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем ГРО получение планируемого объема выручки от оказания услуг по данному виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг);
б) получения обоснованной нормы прибыли;
в) учета в структуре цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными показателями, определяющими величину цен на услуги, являются:
- трудоемкость выполнения единицы работ (норма времени);
- фонд оплаты труда исполнителей;
- расчетный коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату, отчисления на социальные нужды, накладные расходы;
- уровень рентабельности оказания услуг;
- величина налога на добавленную стоимость.
Для анализа устанавливаемых цен целесообразно использовать показатель «точка безубыточности». Он используется для определения объема работ, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия. Точка безубыточности показывает пороговое (критическое) значение объема производства, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, ниже которого предприятию производить не выгодно.
Необходимо, чтобы величина объема производства превышала точку безубыточности. Чем дальше от него значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем эффективнее производство. Для обеспечения устойчивой работы предприятия необходимо, чтобы значение точки безубыточности составляло не более 70 % от объема производства (выручки от реализации работ).
На основании Методики определения стоимости услуг ГРО по прочей деятельности разработан Прейскурант базовых цен на услуги ГРО по прочей деятельности. Прейскурант учитывает требования современной нормативно-технической документации к перечню и составу выполняемых работ, составу и квалификации исполнителей, современные технологии производства работ.
Структура прейскуранта базовых цен сформирована по аналогии со структурой Примерного прейскуранта.
Каждая позиция Прейскуранта содержит:
- наименование оказываемой услуги;
- профессиональный и количественный состав исполнителей (бригады);
- часовой фонд оплаты труда бригады;
- норму времени;
- расходы на оплату труда;
- себестоимость оказания услуги;
- базовую цену на услугу.
При расчете базовых цен использованы усредненные экономические показатели по ряду ГРО средней полосы Европейской части Российской Федерации. К таким показателям относятся: часовые фонды оплаты труда рабочих и служащих, коэффициенты накладных расходов.
Следует отметить, что ГРО при разработке собственных прейскурантов могут применять собственные запланированные показатели.
Разработанный Прейскурант базовых цен имеет следующие отличия от Примерного прейскуранта:
- учтены требования действующего законодательства и нормативно-технических документов, регламентирующих техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления (ФЗ-184 «О техническом регулировании»; СТО ОАО «Газпром газораспределение» 2.3-2011; СТО ОАО «Газпром газораспределение» 2.2-2011; СП 62.13330.2011 и др.);
- учтены изменения в применяемых в подотрасли терминах и определениях;
- существенно расширен перечень услуг ГРО, оказываемых населению и производственным потребителям, учтены новые технологии производства работ, новые виды газового оборудования и материалов (например, добавлены работы по техническому обслуживанию и ремонту полиэтиленовых газопроводов, пунктов учета газа, по устранению несквозных коррозионных повреждений газопроводов, работы с использованием новых видов изоляции стыков газопроводов, работы по оценке технического состояния газопроводов, работы по техническому обслуживанию новых типов бытового газоиспользующего оборудования и др.);
- расширена дифференциация стоимости услуг с учетом диаметров газопроводов, количества линий редуцирования ПРГ и других условий;
- перечень и состав работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования разработан с учетом требований приказа Минрегиона России от 26 июня 2009 года No 239;
- приведен профессиональный и количественный состав бригады исполнителей;
- исключены разделы по выполнению проектных и строительно-монтажных работ. Цены на указанные услуги рекомендуется определять на основании федеральной сметно-нормативной базы;
- Прейскурант базовых цен рассчитан с учетом современных экономических показателей деятельности ГРО. При этом использованы усредненные экономические показатели (часовые фонды оплаты труда рабочих и служащих, коэффициенты накладных расходов) по ряду ГРО Европейской части Российской Федерации;
- уточнены значения повышающих коэффициентов к стоимости работ, учитывающих время на переход (проезд) работника ГРО до обслуживаемых объектов (внутри и вне населенных пунктов).
Как приложение к Прейскуранту базовых цен разработан состав работ (услуг) по позициям Прейскуранта базовых цен. Перечень и состав работ (услуг) по прочей деятельности определен в соответствии требованиями действующих нормативно-технических документов.
Кроме того, в дополнение к Прейскуранту базовых цен разработан «Программный продукт для расчета цен на услуги ГРО по прочей деятельности и стоимости выполненных работ» (далее – Программный продукт) применение которого позволит обеспечить повышение оперативности и достоверности расчетов путем их автоматизации.
Следует отметить, что при разработке Программного продукта предусмотрена возможность изменения перечня работ (внесение дополнительных позиций), изменения величины экономических показателей и повышающих коэффициентов, введение дополнительных показателей.
Использование ГРО разработанного Документа позволит им:
- самостоятельно разрабатывать прейскуранты на услуги по прочей деятельности на основе унифицированных методических подходов;
- оперативно выполнять расчет цен на услуги с использованием Прейскуранта базовых цен;
- минимизировать трудозатраты при выполнении расчета цен на услуги с использованием Программного продукта;
- оперативно учитывать изменения экономических показателей ГРО и налогового законодательства;
- автоматизировать процесс расчета стоимости оказываемых услуг для конкретного потребителя с использованием Программного продукта.
По мнению института, применение разработанной Методики, Прейскуранта базовых цен и Программного продукта позволит ГРО избежать многих проблем при обосновании цен на свои услуги по прочей деятельности.
О.В. Морозова, начальник сектора лаборатории технико-экономических исследований ОАО «Гипрониигаз»
А.Л. Федоров, к.т.н, заместитель директора НИЦ по технико-экономическим исследованиям ОАО «Гипрониигаз»
С.А. Курбатов, начальник лаборатории технико-экономических исследований ОАО «Гипрониигаз»