Рынок сжиженного газа повторяет бензиновый сценарий двухлетней давности
Актуальное по теме: Газ — не для россиян?
Производство сжиженного углеводородного газа в России за последние пять лет выросло более чем на тридцать процентов и достигло в 2012 году рекордных 14,8 млн. тонн. Такому росту способствует низкая себестоимость и простота технологии производства этого продукта в результате первичной переработки углеводородного сырья. Сейчас СУГ вырабатывают практически на всех нефтезаводах и предприятиях по переработке попутного нефтяного газа. Казалось бы, такое изобилие должно способствовать снижению цен, росту внутреннего потребления этого экологически чистого вида топлива в коммунальном хозяйстве и на автотранспорте, повышению конкурентоспособности отечественной химической промышленности, использующей СУГ в качестве основного сырья.
Однако, простые рыночные законы, как известно, для России не писаны. За те же пять лет, с 2008 года, внутренние цены на сжиженный газ выросли на 200%, а потребление в коммунальном хозяйстве упало на 45%.
Причина парадокса очевидна: вывозные пошлины на СУГ в разы меньше, чем на другие нефтепродукты. Например, с 1 апреля 2013 года пошлина на СУГ составляет 70 долларов США за тонну, на нефть - 401,5 доллара США, на бензины товарные — 361,4 доллара США. К этому стоит добавить, что пошлина на СУГ зависит от цены на границе Польшей, а эта цена формируется практически одной компанией, которая является основным экспортером.
Результат — полная зависимость внутренних цен от экспорта. От малейшего изменения спроса в Европе российский рынок начинает лихорадить. Так, за последние два года рост цен к октябрю-ноябрю относительно февраля превышал 80%, начиная с августа, во всех регионах возникает дефицит СУГ, автогазозаправочные станции стоят без газа, населению прекращают доставку газа в баллонах.
Непрекращающийся рост цен не дает развиваться и нефтехимической промышленности. Например, производитель каучука «Нижнекамскнефтехим», из-за роста стоимости сырья прогнозирует снижение выплат налога на прибыль в 2013 году на 2 млрд. рублей. Это вынуждает региональные власти обращаться в Правительство РФ с просьбами о пересмотре механизмов установления вывозных пошлин на СУГ.
Население до последнего времени было защищено от резких скачков установленной Федеральной службой по тарифам отпускной ценой компаний производителей при поставках газа для коммунально-бытовых нужд, и Министерством энергетики, которое прикрепляло регионы к этим производителям. Однако, Департамент переработки нефти и газа Минэнерго вдруг решил сломать эту систему. Вместо ранее существовавшей системы, уравнивающей затраты регионов на транспортировку газа от производителей, ввели никем не утвержденную и даже нигде не сформулированную систему, при которой регионы с наибольшим потреблением прикрепили к самым уделенным производителям. Например, Алтайский край вместо Омского НПЗ прикрепили к «Няганьгазпереработке». Более того, теперь газ можно отгрузить только в танк-контейнерах, которые не принимает ни одна станция в Алтайском крае, а стоимость доставки возросла в четыре раза.
Все понимают, что одна из задач Минэнерго РФ — способствовать росту экспорта сжиженных газов, увеличивать прибыль компаний-производителей. Но добиваться этого путем уничтожения внутреннего потребления и за счет населения, по мнению специалистов газораспределяющих организаций, по меньшей мере, безответственно.
Надежда ОРЕХОВА