Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Социальное партнерство, эффективность регулирования и использования социальных фондов

01 марта 2011 г.

Выступая на VII съезде Федерации независимых профсоюзов В.В. Путин напомнил, что «буквально в канун новогодних праздников было подписано генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы. Принципы и идеи, заложенные в соглашении, позволят продолжить линию на формирование цивилизованного рынка труда, рост эффективности промышленности и бюджетной сферы, повышение уровня жизни наших граждан, построение более совершенной системы оплаты труда и пенсионного обеспечения».

В этом году впервые в подписании генерального соглашения приняло участие Общероссийское объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности.

В первую очередь, была решена проблема создания легитимного партнера у нефтегазстройпрофсоюзов для создания отраслевого тарифного соглашения на 2011-2013 годы.

Соглашение разработано, зарегистрировано Рострудом и является правовым актом в области регулирования социально-трудовых отношений для предприятий и организаций нефтегазовой отрасли.

Однако процесс совершенствования социально-трудовых отношений не замораживается – наоборот, он набирает силу.

Правительством принимаются решения об увеличении страховых взносов во внебюджетные социальные фонды.

С 1 июня 2011 года МРОТ увеличится до 4 тысяч 611 рублей, на один день увеличивается количество дней нетрудоспособности, оплачиваемое работодателями, повышается порог заработной платы для начисления взносов в социальные фонды в соответствии с индексом роста заработной платы.

В этом году вступят в силу дополнительные поправки, усиливающие административную ответственность за нарушение требований безопасности, вводится система аттестации рабочих мест.

Фискальная нагрузка на бизнес не должна быть односторонней, через объединения работодателей в системе социального партнерства необходимо развивать смягчающие механизмы.

Так, в новом отраслевом соглашении предусмотрен раздел о возмещении обязательств работодателей через регулируемые тарифы.

Учитывая норму закона о работодателях о вхождении в управление социальными фондами, необходимо шире использовать средства этих фондов в качестве инвестиционных источников.

  • Так, фонд обязательного социального страхования, его средства позволяют осуществлять аттестацию рабочих мест и их модернизацию.
  • С 2011 года на 2% увеличиваются отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, для увеличения инвестиций в создание современных медицинских центров.

Накопительная часть пенсионного фонда может быть использована в качестве инвестиционного источника при реализации инфраструктурных проектов. Опыт использования накопительной части пенсионного фонда для строительства жилья через паевые инвестиционные фонды (ПИФы) у нас имеется. Однако предлагаемый объединением работодателей механизм строительства объектов инфраструктуры с гарантированным возвратом средств пенсионных накоплений через регулируемые тарифы, создает новые возможности при реализации Программ энергоэффективности и модернизации. Одновременно это создает условия для гарантированного увеличения и сохранения средств будущих пенсионеров.

Суммарно инвестиционные возможности накопительной части пенсионных фондов могут достигать в год от 2% до 10% бюджета округа, а при накоплении этих средств за время достижения пенсионного возраста, существенно превзойдут годовой бюджет.

Изучение механизмов использования средств социальных фондов в качестве инвестиционных источников, апробация в наших условиях может оказаться весьма полезным и существенно повлиять на развитие региона.

В 2010 году завершилась пенсионная реформа и уже в Бюджетном послании Президента на 2011 – 2013 годы (когда прошло всего несколько месяцев после ее проведения) состояние российской пенсионной системы оценивается как неудовлетворительное, требующее радикального реформирования; а ведь суммарные расходы на проведение пенсионной реформы сопоставимы с суммарными расходами государства на здравоохранение или образование.

В результате реформы не созданы механизмы долгосрочного развития, обеспечивающие социально-приемлемый уровень пенсий и в то же время исключающий дальнейшее повышение ставки социальных взносов и рост дефицита пенсионной системы.

Одним из результатов пенсионной реформы стало снижение эффективности бюджетной политики из-за масштабного перемещения в непроизводственную сферу за счет социальных трансфертов. Это серьезно замедляет экономический рост.

Одним из способов повышения эффективности финансовых ресурсов является вовлечение накопительной части пенсий в качестве инвестиций в инфраструктурные проекты.

Использовать часть средств в виде долгосрочных инвестиций можно, однако, это регулируется ФЗ No 111-ФЗ.

Покажем на конкретных цифрах общую величину накоплений, которые можно вовлечь в развитие экономики регионов, создав условия для возврата пенсионных накоплений с необходимой нормой рентабельности.

При средней заработной плате в 2011 году 23 563 руб. годовые отчисления в накопительную часть на одного работающего составят 17 тыс. рублей.

100 тысяч работающих в год создают накопления 1 млрд.700 миллионов рублей.

Годовой бюджет Ульяновской области в 2008 году составлял 17 млрд. руб., а начисления в накопительную часть пенсионных фондов составляли более 2,0 млрд. рублей и на экономику области не работали.

Нетрудно подсчитать, что за 20 лет будущие пенсионеры создадут инвестиционный ресурс, значительно превышающий бюджет этого субъекта Федерации.

Однако созданная система формирования пенсионных накоплений превращает денежные средства работодателей и работников в «финансовые инструменты», выводит их из регионов, где они формируются и, как правило, теряет на финансовых рынках. Как это и произошло в кризисном 2009 году.

Более 1400 негосударственных пенсионных фондов осуществляют деятельность в субъектах Федерации, но они охватывают не более 13% работающих, накопительные же платежи остальных (молчунов) поступают в ВТБ банк, который также успешно выводит эти средства из реальной экономики, создав практически невозможную систему их вложений в реальные проекты.

Общероссийское объединение работодателей нефтяной и газовой промышленности разработало и опробовало механизм использования накопительной части пенсий для инфраструктурных проектов на примере проектов газификации регионов.

Пенсионные накопления могут направляться в строительство газовых сетей, которые затем продаются эксплуатирующим организациям, за счет создания в тарифах инвестиционной составляющей. (Для справки – в тарифах ГРО инвестиционная составляющая равна 20% тарифа).

Учитывая то обстоятельство, что пенсионные деньги являются «длинными», для уменьшения разового роста тарифов используются механизмы лизинга.

Этот механизм применим ко всем объектам инфраструктуры, тарифы на услуги которых регулируются государственными регуляторами (энерго, газо, водоснабжение и водоотведение).

Для случаев бюджетного финансирования объектов инфраструктуры (больницы, стадионы, дороги и др.) «длинные» деньги пенсионных накоплений могут быть источником эффективного использования бюджетных средств и ускоренного развития инфраструктуры.

Опыт использования пенсионных накоплений показывает высокую эффективность и надежность. Здесь решается вопрос эффективности вложений в инфраструктуру и преумножения накопительной части пенсии будущих пенсионеров.

Вкладывая средства накопительной части пенсии в инфраструктурные проекты, получаем эффект улучшения бюджетной эффективности, повышения надежности социальной (пенсионной) системы.

Представляет интерес для Субъектов Федерации интеграция мелких негосударственных фондов в региональный пенсионный фонд. В этом случае накопления контролируются в регионе, можно проводить работу с населением и выделять объекты инвестирования в соответствии с планом развития<> Субъекта Федерации.

Кроме того, важно установить контроль работодателей и профсоюзов за эффективностью использования средств, отчисляемых в социальные фонды.

Это достигается введением в управление пенсионными фондами представителей работодателей и работников.

В действующем нормативно-правовом поле будет трудно добиться прямого, не через финансовые инструменты, вложения средств в инфраструктуру. Это обстоятельство удорожает использование средств накоплений и в дальнейшем потребуется внести изменения в пенсионное законодательство (Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» No 111-ФЗ от 24.07.2002 г.).

Но уже сейчас, если мы хотим не потерять накопления граждан, необходимо ставить задачу использования этих средств в экономике (в инфраструктурных проектах) тех Субъектов Российской Федерации, где эти средства создаются.

Генеральный директор Общероссийского объединения
работодателей работников нефтяной и газовой
промышленности О.Ф. Жилин,
зам. генерального директора
ОАО «Росгазификация» В.С. Максутов


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить