7 декабря 2010г. подписано Отраслевое Соглашение по организациям нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2011-2013 годы. Данный документ прошел многократную корректировку в ходе переговоров с Профсоюзами, обсуждений на заседаниях рабочих групп Объединения работодателей.
Соглашение подписали сопредседатель Наблюдательного совета Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности (Объединение), заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Язев и Председатель Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (Профсоюз) Л.А. Миронов.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральном агентстве по труду и занятости, ему присвоен номер 167/11-13 от 03 марта 2011 года и официально опубликовано в газете «Ваше право. Юридическая газета» в No 6 от 10 марта 2011 года. Процедура присоединения к соглашению в соответствии со статьей 48 Трудового Кодекса РФ будет осуществляться в течение 30 суток со дня публикации. Соглашение действует с 01 января 2011года.
Приступая к разработке отраслевого (тарифного) Соглашения, необходимо было изучить практику создания таких документов, определить его цели и задачи, а также место этого инструмента регулирования социально-трудовых отношений в общей системе государственного регулирования с учетом международной практики.
Отсюда вытекали цели и задачи этого правового акта, параметры регулирования и его правоприменение, а также новые положения и абсолютно необходимые элементы консерватизма, обеспечивающие преемственность и эволюционное развитие.
Рассмотрение на совместной Комиссии Профсоюза Объединения вариантов Соглашения, предложенных сторонами при учете мнений организаций, не являющихся членами Объединения работодателей, привело к созданию текста Соглашения, который существенно отличается от первоначальных вариантов и представляет собой коллективный труд профсоюзной стороны и стороны работодателей.
Неоднократно в ходе проводимой работы варианты Соглашения рассылались большинству организаций отрасли. Собирались и учитывались замечания, предложения.
Базой, структурной основой нового Соглашения, было принято ранее действовавшее. Подписанное три года назад, оно показало свою работоспособность, положительно повлияло на ход социально-трудовых отношений.
Вместе с тем имелась настоятельная потребность в переработке Соглашения.
В первую очередь это связано с изменением в общем состоянии экономики страны и местом в ней нефтегазовой отрасли. Сохранение стабильности её функционирования во многом связано с состоянием социально-трудовых отношений в Организациях, соблюдением сторонами сотрудничества «правил игры», а они должны быть понятны, и приняты всеми.
В настоящее время неприемлимо иметь общедекларативное соглашение, это должен быть действенный инструмент.
Существенным стимулом к переменам стали изменения нормативно-правовой базы, которая регулирует трудовые отношения в Российской Федерации, то внимание, которое уделяет руководство страны к социальному партнерству.
В Соглашении нельзя допускать планку требований ниже требований, установленных существующим законодательством, или принимать нормы, его нарушающие. С другой стороны, нет никакого смысла просто переписать действующие нормы в Соглашение.
Именно поэтому, зная специфику функционирования отрасли, Соглашение дополнено такими положениями, которые помогут существенно улучшить позиции, как работников, так и работодателей.
1. В первую очередь, в документе обозначены цели, задачи и основные принципы социального партнерства.
Цели эти проистекают из общих целей развития экономики страны, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Кстати, они же были поддержаны Генеральным Советом Федерации Независимых Профсоюзов (постановление от 17.03.2010 No 9-3)
Обозначение, выделение Целей, а также принципов реализации Соглашения позволяет в дальнейшем сделать соглашение «работающим», при необходимости менять или дополнять его конкретное содержание, решать спорные вопросы, не выхолащивая при этом сам смысл документа.
2. Во-вторых, устанавливается механизм реализации соглашения. Впервые существенно расширен круг обязанностей Профсоюзов на всех уровнях.
Причем, определены права и обязанности субъектов Соглашения не только на федеральном уровне, но и на локальном уровне, обеспечив тем самым базу для создания коллективных договоров на местах.
Со стороны Профсоюзов есть понимание в этом вопросе. Установление дополнительных обязанностей не всегда приятно, но дополнительные обязанности – это и дополнительные права.
Именно поэтому разделы, устанавливающие права, обязанности, взаимные гарантии и основы сотрудничества сторон, предлагаются в столь насыщенном варианте.
Это позволит решить проблемы функционирования социального партнерства в организациях, где нет коллективных договоров, которые в силу ряда причин не присоединились к Отраслевому Соглашению, либо постараются от него дистанцироваться. На момент становления полноценного социального партнерства это крайне необходимо.
Создание полноценного документа, имеющего в сути своей потенциал развития, помогающего решать вопросы социального партнерства в цивилизованном, нормативном русле, помогут поднять это партнерство на новый уровень.
Развитие Отраслевых соглашений – основа для совершенствования существующего трудового законодательства Российской Федерации.
В традиционных разделах Соглашения фиксируется следующее:
«Оплата труда» – Определяет:
- экономическую составляющую взаимоотношений сторон;
- фиксирует отправные точки (Минимальная Месячная Тарифная Ставка) и правила действий сторон.
«Режим труда и отдыха» – Определяет:
- основные показатели нагрузки на работников;
- взаимоотношение сторон по совершенствованию производительности труда, повышению эффективности на каждом рабочем месте.
«Содействие занятости» – Определяет:
- обязанности сторон по совершенствованию структур Организаций;
- меры по стабилизации кадрового состава на предприятии;
- меры по снятию социальной напряженности при реорганизации.
«Охрана труда» – Определяет:
- обязанности и ответственность сторон по совершенствованию производственных процессов, повышению безопасности труда.
«Социальные гарантии и компенсации» – Определяет:
- совокупность расходов работодателя, обусловленных наличием трудовых отношений;
- механизмы определения расходов, и их учет;
- определяет порядок стоимости труда, (особенно) в организациях, чьи доходы регулируются государством.
Вместе с тем насыщенный диалог между объединением и Профсоюзами позволил избавиться от некоторых моментов, которые уже практически отжили свое, не актуальны и не работают на социальное партнерство.
4. Понимание необходимости активизации человеческого фактора (причем не только отдельного работника, но и целых трудовых коллективов), как одного из основополагающих составляющих повышения производительности труда, нашло отражение и в таких разделах проекта Соглашении, как «Участие представителей работников в управлении организацией», «Работа с молодежью», «Гарантии деятельности профсоюзов».
Отрадно, что наибольшую активность в установлении данных норм проявили именно представители компаний стороны работодателей.
5. Новым в соглашении стал дополнительный раздел – «Определение затрат, обусловленных социально-трудовыми отношениями, для учета при формировании тарифов в организациях цены (тарифы) на продукцию и услуги которых регулируются государством».
Определяет:
- совокупность расходов работодателя, обусловленных наличием трудовых отношений;
- механизмы определения расходов, и их учет;
- определяет порядок стоимости труда в организациях, чьи доходы регулируются государством.
Наличие этого раздела в отраслевом (тарифном) соглашении, во-первых, фиксирует наличие при регулировании социально-трудовых отношений мощнейшего фактора влияния – государственного регулирования. Этот раздел в соответствии с действующим законодательством дает право устанавливать цену труда работников, находящихся в нерыночных условиях.
И это право возникает именно после заключения Отраслевого тарифного Соглашения. Практики в решении данных вопросов в нашей отрасли немного. Но такая практика, причем положительная, есть в других отраслях, например, электроэнергетике. Необходимо смело брать на вооружение их опыт.
Причем, в дальнейшем не только там, где окончательная цена устанавливается государственными нормативными актами, но и там, где регулирование происходит опосредованно – через акцизы, пошлины, налоги, бюджетные проектировки и тарифное регулирование поступлений в социальные фонды, а также механизмы регулирования финансовых рынков.
Это может послужить спусковым механизмом для совершенствования всей системы государственного регулирования при дальнейшем формировании Генерального Соглашения на Трехсторонней Комиссии Российской Федерации.
6. Вырабатывая данное Соглашение совместно с компаниями (крупными и не очень), с профсоюзами, пришли к выводу, что экономические, социально-трудовые отношения в Организациях довольно быстро меняются. И зачастую тот срок, на который ранее подписывались отраслевые соглашения, коллективные договора, слишком велик.
Именно поэтому в новое отраслевое Соглашение был заложен механизм его развития. Он представлен в виде Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в перспективные планы которой уже определен ряд документов, необходимых к выработке, а также ряд совместных мероприятий по работе в различных органах государственного управления.
Есть уверенность, что отраслевое Соглашение позволит укрепить социальное партнерство в нефтегазовой отрасли.
Генеральный директор
Общероссийского объединения работодателей
работников нефтяной и газовой промышленности
О.Ф. Жилин