На момент начала ноября 2022 года, построено и введено в эксплуатацию порядка 17,5 километров распределительных сетей, благодаря которым подключено к газоснабжению 264 домовладения, в 63% из которых уже осуществлен пуск газа в газоиспользующее оборудование. Более того, до конца 2022 года планируется ввести в эксплуатацию ещё 17 километров распределительных сетей и подвести газ до 40 домовладений. На 2023 же год запланировано построить порядка 24 километров и довести газ до границ земельных участков собственников 170 домовладений.
В связи с недостаточностью у ООО «Котласгазсервис» финансовых средств, необходимых для реализации программы «Догазификация», с единым оператором газификации (ЕОГ) – ООО «Газпром газификация» – был заключен Договор о финансировании, основными условиями которого являются:
Авансирование в размере 50% от плановой стоимости всех объектов;
Отсутствие банковской гарантии и банковского сопровождения при открытии отдельного банковского счета;
Завершение финансирования по построенным объектам – только после согласования итоговой стоимости строительства с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области;
Возврат средств по введенным в эксплуатацию объектам осуществляется в размере суммы амортизационных отчислений при условии их наличия в тарифе на услуги по транспортировке газа.
Договор о финансировании был направлен ЕОГ 18 октября 2021 года, а разногласия по нему урегулированы лишь к марту 2022 года. Первый транш по финансированию мероприятий предоставлен ЕОГ 29 марта 2022 года, второй транш по финансированию мероприятий предоставлен ЕОГ 12 сентября 2022 года. На текущий момент осуществлено согласование итоговой стоимости строительства объектов со стороны Агентства по тарифам и ценам Архангельской об- ласти за первый и второй кварталы 2022 года, однако завершение финансирования ЕОГ к текущему моменту не было произведено.
Отметим, что ввиду волатильности цен на строительные материалы, изделия и оборудование, их приобретение осуществляется ООО «Котласгазсервис» самостоятельно, подрядчики же привлекаются только к выполнению строительно-монтажных работ.
В рамках осуществления деятельности по данной программе, отметим существенное сокращение сроков получения ордеров на производство земляных работ, что является следствием внедрения совместно с администрацией городского округа «Котлас» проекта по выдаче через систему электронного документооборота «СБИС» Ордеров на производство земляных работ, подписанных ЭЦП владельцами инженерных коммуникаций. Данный факт крайне положительным образом влияет на процесс строительства распределительных сетей и подключения потребителей к газоснабжению, ощутимо ускоряя его.
В рамках реализации программы «Догазификация», Обществом предпринимаются различные действия по оптимизации рабочих процессов. Так, были достигнуты взаимовыгодные договоренности с поставщиками и подрядчиками о предоставлении рассрочки на оплату газоиспользующего оборудования и строительно-монтажных работ собственникам домовладений при газификации внутри земельного участка.
Согласование же схемы прокладки распределительных сетей до границ земельных участков домовладений (газопроводов-вводов) с владельцами смежных коммуникаций происходит в срок до 3-х рабочих дней. Более того, было осуществлено оформление прав собственности на возведенные в рамках программы «Догазификация» газопроводы-вводы посредством формирования «Многоконтурного линейного объекта газоснабжения» в каждом газифицированном населенном пункте.
Отметим и широкое применение в стесненных условиях возведения сетей газоснабжения установки неуправляемого прокола ПН-20К, позволяющего осуществлять подземную прокладку сетей закрытым способом без вскрытия дорожного полотна в том числе и на узких улицах.
Также, обществом были оформлены краткосрочные депозитные вклады на оставшиеся после оплаты текущих срочных счетов денежные средства, полученные в рамках Договора о финансировании, для дальнейшего финансирования мероприятий в рамках программы «Догазификация».
В свою очередь, с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области был согласован перечень документов для утверждения итоговой стоимости строительства объектов газоснабжения с целью завершения окончательного фи- нансирования со стороны ЕО, в частности состоящий из:
- Актов приемки законченного строительства Объекта газораспределительной системы (распределительные сети) / Справок законченного строительства Объекта сети газораспределения (газопроводы-вводы)
- Актов приемки объектов строительства (ОС-1а)
- Реестра договоров о подключении в рамках программы «Догазификация»
- Технических условий по договорам о подключении в рамках программы «Догазификация»
- Договоров с подрядчиками - исполнителями строительно-монтажных работ
- Актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3
- Требований-накладных (для подтверждения стоимости приобретенных материалов, оборудования)
- Документов, подтверждающих расходы на оплату труда и страховые взносы (при возведении объектов газоснабжения хозяйственным способом).
Осуществление взаимодействия с подрядными организациями в рамках организации работы по программе осуществляется в электронном виде при сдаче построенных ими объектов газоснабжения в эксплуатацию путём предоставления заверенного электронной цифровой подписью пакета документов, состоящего из строительного паспорта, актов приёмки законченного строительства и исполнительных документов.
В рамках действия программы «Догазификация», Правительством Архангельской области для участников данной программы была установлена налоговая льгота на недвижимое имущество – в частности, была уменьшена ставка налога с 2,2% до 0,5%. Более того, помимо предоставления налоговых льгот, для участников данной программы Правительством Архангельской области была предоставлена социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты на проведение газификации внутри земельных участков для некоторых категорий граждан, что позволило увеличить реальное количество потребителей газа. Так, на текущий момент порядка 20% жителей юга области, осуществивших газификацию своего жилья, уже воспользовались данной компенсацией.
При осуществлении деятельности по реализации программы «Догазификация» Обществом также были выявлены и некие проблемы, и, соответственно, предложены пути их решения. Именно об этом и пойдёт речь дальше:
- В качестве первой проблемы были выделены длительные сроки оформления и согласования документов,
требуемых для установки публичных сервитутов при пересечениях полос отвода железной дороги и автомобильных дорог,
что по очевидным причинам негативно влияет на темп строительства и ввода в эксплуатацию распределительных сетей,
необходимых для подключения конечных потребителей.
Решением данной проблемы, на наш взгляд, служит урегулирование на законодательном уровне вопроса о возможности осуществления строительных работ по прокладке газораспределительных сетей при условии дальнейшего оформления (под гарантию газораспределительной организации) соответствующих документов для установления публичных сервитутов при пересечении полос отвода железной дороги и автомобильных дорог. - Вторая из выявленных проблем заключается в несоответствии показателей НЦС фактическим расходам газораспределительной организации.
В частности, рассматриваются кейсы, в которых идёт о превышении фактической закупочной стоимости приобретаемого у поставщиков
технологического оборудования и материалов над стоимостью, установленной в показателе НЦС, либо полное отсутствие в НЦС стоимости
работ по возведению сетей газораспределения небольшой протяженности (менее 30 м), затрат на врезку под давлением, показателей
на установку телеметрии, устройство молниезащиты ГРПШ, затрат на строительство сетей в северных регионах страны и других
подобных аспектов.
В качестве решения Обществу видится законодательное урегулирование механизма ценового (тарифного) регулирования, касающегося определения экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках программы «Догазификация» по выбору ГРО. -
Третьей обозначаемой проблемой является факт несения бремени временных и материальных затрат на многочисленные
судебные разбирательства, связанные с компенсацией средств основным абонентам за подключение к принадлежащим им сетям газоснабжения.
На наш взгляд, решить данный вопрос можно путём инициации внесения изменений в нормативно-правовую базу по законодательному закреплению условия подключения новых потребителей к газопроводам, принадлежащим основным абонентам, а именно предусмотреть возможность приобретения за счет средств ЕОГ существующих сетей газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащих основным абонентам, а также разработать порядок компенсации средств, затраченных основными абонентами на строительство и эксплуатацию принадлежащих им сетей газораспределения и (или) газопотребления, при условии под- ключения (технологического присоединения) к таким сетям в случае наличия у них пропускной способности. -
В качестве четвертого камня преткновения выступает отсутствие оплаты за работы ГРО по технологическому присоединению объектов
капитального строительства к газораспределительным сетям внутри границ земельных участков.
Решить данный вопрос можно путём урегулирования на законодательном уровне оплату ГРО за «нулевые врезки» из денежных средств, дополнительно получаемых при оформлении депозита. - В качестве заключительной трудности выступает отказ в приемке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области документации, подписанной ЭЦП, на построенные объекты газоснабжения в электронном виде.
В качестве выхода из этой ситуации нами предлагается к рассмотрению вариация законодательного урегулирования вопроса приемки линейных объектов газоснабжения в эксплуатацию в электронном виде, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг Российской Федерации.
Тюкавин А.Г. – генеральный директор ООО «Котласгазсервис»