Российское газовое общество и Ассоциация «Сибдальвостокгаз» – некоммерческие организации, объединяющие предприятия газовой отрасли.
Наша первая задача – «продавливать» органы государственной власти для принятия ими решений, которые содействуют улучшению условий работы бизнеса и повышению качества жизни населения.
Мы, в рамках работы РГО, считаем, что наряду с газификацией трубопроводным газом, важна и альтернативная газификация на основе СПГ при доступности источников природного газа в радиусе примерно до 500 км, и СУГ в других случаях.
Например, в Уральском федеральном округе из 5811 населенных пунктов природным трубопроводным газом газифицировано 1700 (29%), СУГами – 3004 (52%).
В Сибирской федеральном округе из 10276 населенных пунктов лишь 578 (6%) газифицировано трубопроводным газом, а 6618 (64%) – СУГами.
В Дальневосточном Федеральном округе из 4283 населенных пунктов природным трубопроводным газом газифицировано 161 (4%), а 1351 (32%) населенный пункт газифицирован СУГами.
Чем дальше на восток, тем меньше уровень трубопроводной газификации, и теми больше потенциал газификации альтернативной, на основе СПГ и СУГ.
Причем, СПГ только начинает свой путь как альтернативный способ доставки природного газа до локальных систем газоснабжения.
Росту распространенности и конкурентоспособности СПГ способствуют два фактора: реализация проектов производства малотоннажных объемов и развитие систем его хранения и транспортировки, например танк-контейнеров, позволяющих накапливать продукт в месте производства и осуществлять мультимодальные перевозки, а также хранить его в месте использования в качестве криогенной емкости в составе локальной системы приема, хранения, регазификации СПГ (СПХР) у потребителя.
Однако, все заседания Федерального штаба по внедрению социально ориентированной газификации сосредоточены на ускорении темпов трубопроводной «догазификации» с целью её завершения до конца 2022 года. Понятие «альтернативной газификации», её проблемы и необходимые меры их преодоления отсутствуют в фокусе внимания Федерального штаба.
Мы в РГО оценили такую ситуацию, и подготовили ряд предложений о необхо димости внесения изменений, касающихся улучшения условий внедрения альтернативной газификации и газоснабжения, в ряд нормативных и законодательных актов.
В частности, необходимо актуализировать следующие ключевые документы:
- федеральный закон от 31 марта 1999 г. No 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в части придания газификации и газоснабжению на основе СПГ или СУГ должного правового регулирования, равного объему правового регулирования газификации и газоснабжения на основе трубопроводного природного газа;
- постановление Правительства РФ от 10 сентября 2016 г. No 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» в части учета в программах газификации выполнения газификации на основе СПГ или СУГ как альтернативы трубопроводному природному газу;
- постановление Правительства РФ от 30 ноября 2018 г. No 1442 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» в части пересмотра изменений, вносимых в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. No 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», а также подготовки предложений по внедрению механизма социально ориентированного ценообразования на рынке СПГ и СУГ для населения и объектов жилищ- но-коммунального хозяйства путем формирования цен по принципу «затраты плюс» и/или адресного субсидирования поставок СУГ и СПГ каждому конечному потребителю из данных категорий;
- распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2021 г. No 1152-р, утверждающее план мероприятий («дорожную карту») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, в том числе для уточнения статуса, компетенций, полномочий единого оператора газификации (единого оператора альтернативной газификации) в части его функций по разработке, финансированию, реализации планов альтернативной газификации с использованием СУГ, СПГ, а также в части уточнения целевых показателей газификации с учетом всех видов газа, включая СПГ и СУГ;
- постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. No 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» для установления органа, контролирующего исполнение правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению;
- Приказ Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 г. N 154-э/4 «Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» в части включение в расчет инвестиционной надбавки для строительства объектов автономной газификации;
- приказ Минэнерго России от 02.04.2019 No 308 «Об утверждении методики расчета показателей газификации» в части полноценного учета СУГ в качестве газового топлива с учетом его теплотворной способности;
- приказ Минэнерго России от 29.10.2021 No 1169, утверждающий «Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований», в части правового закрепления формирования топливно-энергетического баланса на федеральном уровне как неотъемлемого этапа текущего и перспективного планирования, а также определения критериев, которые позволяли бы формировать ТЭБ субъектов РФ и сводный ТЭБ РФ с учетом целесообразности использования на основе отечественных технологий СПГ, СУГ, а также другие нормативы для приведения требований к обороту СПГ и СУГ к требованиям времени, в том числе для обеспечения возможности наполнения сосудов для хранения и перевозки СУГ на АГЗС, актуализации методики учета расхода сжиженных углеводородных газов индивидуальными потребителями.
Мы полагаем, что требуется наделить единого оператора газификации, либо специально созданного Правительством Российской Федерации единого оператора альтернативной газификации правами и обязанностями:
а) разрабатывать и реализовывать программы альтернативной газификации реги- онов Российской Федерации;
б) создать и вести федеральный цифровой реестр оборота сосудов для хранения и перевозки СУГ и СПГ, произведенных объемов СУГ и СПГ, профессиональных участников рынка СУГ и СПГ, потребителей СПГ и потребителей СУГ, принадлежащих к категории население.
Мы считаем, что необходимо правовое закрепление формирования топливно-энергетического баланса Российской Федерации на федеральном уровне как обязательного этапа текущего и перспективного планирования.
Мы уверены, что эти меры, в совокупности с мерами стимулирования производства соответствующего отечественного оборудования, приведут к созданию системы бездефицитного обеспечения населения, объектов ЖКХ и экономики всеми видами газа.
Молодцов К. В.,
член наблюдательного Совета РГО