По результатам проверки исполнения законодательства, 31 мая 2020 года Президент Российской Федерации В. Путин утвердил перечень поручений, направленных на развитие газоснабжения и газификации регионов. Одно из предложений предусматривало обеспечение формирования источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств.
Через год, 21 апреля 2021 года, во время чтения послания Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин объявил о бесплатной газификации, из чего можно было сделать вывод, что вопрос с финансированием социально значимой задачи решён.
Распоряжением No 1152-р от 30.04.2021 года Правительство РФ утвердило План (дорожную карту) по созданию социально ориентированной системы газификации субъектов Российской Федерации до 2030 года, согласно которой газификация должна завершиться в регионах в период с 2024 до 2030 года с показателями охвата в 83%.
Указанный План предполагает ускоренную «догазификацию» населенных пунктов, в которых по состоянию на 1 января 2020 г. проложены внутрипоселковые газораспределительные сети.
Подготовка и реализация региональных программ газификации должны осуществляется с учетом региональных целевых (прогнозных) топливно-энергетических балансов, оценки экономической эффективности газификации и газоснабжения, в том числе с использованием сжиженного углеводородного газа (СУГ).
План включает в себя ряд мер организационного характера, которые могут быть реализованы в рамках законодательства Российской Федерации, а также инициативы по изменению нормативно-правовой базы для ускорения внедрения лучших практик новой социально ориентированной системы газификации, в том числе с использованием СУГ.
Планом предусмотрено введение института «единого оператора газификации», отвечающего, в том числе, за развитие альтернативной газификации с использованием СУГ в районах, где газификация с использованием природного газа экономически не целесообразна.
В соответствие со ст.17 Федерального закона от 11.06.2021 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, функции которого возложены на ООО «Газпром газификация».
Читаешь эти замечательные новости и не покидает чувство, что где-то и когда-то уже это слышали... ни тебе газовых баллонов, ни заготовки дров и угля на продолжительные холодные зимы. Однако реальность так же далека от благополучной статистики, как природный газ – от миллионов граждан.
Правительство РФ сделало упор на развитие газификации через газораспределительные сети природного газа, но с одной принципиальной оговоркой- при условии наличия технической возможности. Внешне это выглядит очень даже позитивно. НО, как говорят эксперты, эта технически возможная инициатива охватит не более 1% домохозяйств в Российской Федерации...
В очередной раз крайне актуальная, социально значимая инициатива Главы государства по газификации страны, доходя до стадии реализации, может потерять всякий здравый смысл. И для таких не весёлых выводов есть все основания.
За прошедшие 8 месяцев, с момента принятия директив по новому этапу газификации, все разговоры идут исключительно вокруг газовой трубы, которая уж очень медленно идёт к своим адресатам.
В очередной раз Правительство РФ и уже «Единый оператор» забыли о миллионах граждан, проживающих в районах, куда газовая труба в ближайшие 15-20 лет не придёт ни при каких обстоятельствах. Для таких россиян СУГ в баллонах может стать единственной альтернативой для получения газа.
Почему специалисты, готовившие предложения для Главы страны не нашли, а может быть сознательно скрыли аргументы, чтобы решение проблем альтернативной газификации более громко звучали в перечне поручений Президента?
Немного истории.
«Цель очень простая – во всех наших деревнях, которые развиваются, и во всех наших городах должен быть газ. Где-то это период до 15-го года», – говорил в 2009 году тогдашний президент Дмитрий Медведев российским телеканалам.
По информации РИА Новости, компания «Газпром» к началу 2012 года оценивала средний уровень газификации в России в 63,2%, в том числе в городах - 70%, в сельской местности - 46,8%.
В феврале 2012 года ОАО «Газпром» планировал к 2020 году довести уровень газификации России до 85%, https://ria.ru/20120220/570406657.html.
Сегодня об этих планах уже стараются не вспоминать.
В марте 2019 года глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил Путину, что компания планирует закончить газификацию за десять лет. За это время, по его словам, компании удастся завершить программу настолько, что можно будет говорить о закрытии этого вопроса в России. При этом, как предупредил Миллер, трубный сетевой газ не получится провести во все населенные пункты страны. В некоторых селах, по его словам, будет только локальная газификация в виде пропан-бутана или сжиженного природного газа.
Если это так, то по объективным показателям, что подтвердил А. Миллер, в России безусловно останутся территории локальной газификации. Проблема и актуальность использования баллонов СУГ для обеспечения населения газом многие годы будет оставаться актуальной.
С 2009 года прошло 12 лет. В настоящее время в среднем по России уровень газификации составляет 70%. При этом если в Центральном и Южном федеральных округах этот уровень доходит до 80–95%, то в Сибири и на Дальнем Востоке находится между 10% и 20%. Более 40% сельских поселений в России остаются без доступа к магистральному газу. Цифры говорят сами за себя. Как видим, за 12 лет газового прорыва не получилось.
Из открытых источников мы знаем бюджет, который в последние годы крупнейшая газовая компания направляла на решение поставленной социально-значимой задачи. Ежегодно на эти цели направлялось 25-30 млрд. рублей, при этом рост газификации не превышал 0,6-0,9%. Вопрос эффективности такой газификации – отдельная тема для обсуждения.
Не решив одних проблем, с большой помпой обозначаются новые перспективы газификации, результат которой, в случае если даже и будет достигнут, коренным образом ничего не решит. При этом будут потрачены колоссальные финансовые ресурсы.
Вопрос подключения потребителей к газу часто упирается в стоимость подключения конечного потребителя. Согласно вновь принятым планам, подключение незначительной части счастливчиков будет осуществляться бесплатно до границ земельного участка. Подключение газа до приборов потребления конечного потребителя будет осуществляться за счёт потребителя. Зачастую цена подключения нескольких метров трубы до конкретного дома конечного потребителя исчисляется сотнями тысяч рублей. Безусловно, далеко не каждый гражданин газовой державы в состоянии оплатить эту «социальную» услугу.
В объявленной системе координат можно предположить, что значительная часть бесплатных подводов трубы к земельным участкам так и останутся «бесплатными подводами», только запечатанными, т.к. далеко не каждый конечный потребитель будет в состоянии оплатить стоимость проектных и монтажных работ по подключению дома. В результате мы получим доклад об освоенных миллиардах без реального подключения граждан к системе газоснабжения. Разве в этом заключается смысл газификации?
Что мешало в новом Плане газификации предусмотреть «бесплатное» подключение домохозяйств «под ключ»? В этом случае Единый оператор получал бы гарантированного потребителя, а расходы на подключение «последней» мили могли быть включены в тариф на газ в виде некоего повышающего коэффициента для конкретного потребителя на несколько лет. В итоге довольны бы остались и поставщик газа и потребитель.
Кроме того, вариант компенсации расходов «Газпрома» на весь комплекс подготовительных и строительно-монтажных работ по подключению газа до конечных потребителей предлагался секретарём генерального совета «Единой России» Андреем Турчаком. Предполагалось компенсировать понесённые затраты через предоставление мер государственной поддержки, к примеру льготы по НДПИ. Предложение было озвучено на совещании по газификации регионов и подключению граждан к газораспределительным сетям (цитата по «Интерфаксу»).
В условиях глобального кризиса снижения внешнего спроса на энергоносители и голубое топливо, в частности, в 2019-2020 г.г. вспомнили, что есть и внутренний потребитель.
Складывается впечатление, что до последнего времени газификация в России намеренно кем-то притормаживалась. Значительно проще и выгоднее было продавать газ за пределы страны. По этой причине находились и находятся значительные ресурсы для преодоления всякого рода международных санкций, осложняющих строительство новых экспортных газопроводов. Удивительно, почему эти ресурсы не находились на развитие внутреннего рынка?
Простой математический расчёт показывает, что для достижения показателей среднего уровня газификации России в 80%, при текущем соотношении темпа газификации и суммы расходования средств, направляемых на газификацию, с учётом инфляции, в течение ближайших 10 лет потребуется не менее 500 млрд. рублей. Если темпы газификации планируют увеличить, то и цифры затрат будут совершенно другими.
Указанный факт, безусловно, позитивный, но... порядка 80% жителей от Урала до Дальнего Востока используют в коммунальных целях СУГ в баллонах. Они, как и жители южных, центральных регионов имеют право на элементарные коммунальные удобства в виде доступного, безопасного газового топлива. Почему же их интересы игнорируются? Почему проблема безопасного обращения баллонов СУГ практически нигде не обсуждается?
На волне скорой газификации, обещанной более 10 лет назад, радужных перспектив развития сжиженного природного газа (СПГ) СУГ совершенно не заслуженно отнесли к не перспективному виду топлива.
Идея использовать в рамках альтернативной газификации удалённых территорий СПГ пока не выглядит столь однозначной. Необходимость наличия дорогостоящей инфраструктуры на местах, сложность при транспортировке СПГ в труднодоступные районы, в конце концов стоимость СПГ, которая на сегодняшний день в разы дороже природного газа, вынуждает задуматься, а насколько СПГ в настоящий момент перспективней СУГ?
На волне иллюзий о скорой газификации, светлом будущем СПГ, совершенно забытыми оказались люди, «временно» живущие в сегодняшнем дне, в «объятиях» баллонов не перспективного СУГ.
Усугубляет ситуацию странная позиция органов власти в вопросах ценообразования на рынке газа. С одной стороны, бытовые и промышленные потребители природного газа платят за него по фиксированному тарифу, который ни коим образом не привязан к стоимости газа на внешних рынках. Почему-то никому не пришла в голову мысль установить в октябре 2021 года нашим гражданам РЫНОЧНУЮ цену 2000 $ за тысячу кубических метров или 150 рублей за метр кубический, мотивируя тем, что такая цена сейчас на европейском рынке. ПАО «Газпром» находит возможность, финансовый ресурс выполнить свою социальную задачу перед населением и продолжает держать тариф на уровне 5-6 рублей за 1 м3.
На рынке СУГ картина диаметрально противоположная.
В начале 21 века общее потребление СУГ для бытовых нужд исчислялось цифрой, примерно 2-2,5 млн.тн. при общем объём производства СУГ на уровне 10-12 млн. тн.
Необходимо напомнить, что СУГ - это побочный продукт нефтедобычи. Раньше его буквально сжигали на факелах добывающих скважин, пока разум не заставил перерабатывать этот газ в сырьё для нефтехимической промышленности и газ для коммунальных целей. Себестоимость этого продукта минимальна. В финансовых показателях нефтегазодобывающих компаний цифра от реализации этого продукта далеко не самая определяющая.
При 20% «отчислении» СУГ для коммунальных нужд государство и топливные компании находили между собой баланс интересов. Была система, при которой субъекты, исходя из числа потребителей, получали через специализированные газораспределительные организации (ГРО) гарантированный объём СУГ, по фиксированной, доступной для населения цене.
Но кто-то пообещал всех газифицировать к 2020 году, кого то воодушивили перспективы СПГ и пришли к явно ошибочному, не подкреплённому объективным анализом тезису, что СУГ тема в планах газификации не перспективная, а цены должны быть исключительно рыночными. Что в итоге. ПАО «Газпром» практически ушло с розничного рынка СУГ в части работы с населением. В финансовом плане, в сравнении с миллиардами кубических метров газа в трубе, розничный рынок СУГ для компании абсолютно не интересен. Весь бизнес и доход по СУГ оказался сосредоточен на оптовой, биржевой торговле. Затраты минимальны, доходы максимальны. Чисто бизнес.
На сегодняшний день объём потребления СУГ в коммунальных целях составляет примерно 600-700 тыс.тн. в год при общем объём производства около 17 млн.тн. в год , что составляет примерно 3,5%. Неужели эти проценты столь не подъёмны для экономики страны и нефтегазодобывающих компаний?
Чем провинились несколько десятков миллионов граждан негазифицированной части России, что вынуждены платить за сжиженный углеводородный газ, так необходимый для обеспечения элементарных бытовых удобств, цену, которую диктует рынок где-то на границе с Украиной? Причём тут Украина, если речь идёт о собственных гражданах, далеко не самой богатой части населения газодобывающей державы? Нет возможности обеспечить доступную цену? Но с потребителями природного газа такой проблемы нет.
Не нужно забывать и об интересах ГРО. Специализированные компании вынуждены выживать в условиях дикого рынка СУГ, при которых газ покупается по биржевым ценам, а реализация газа населению происходит под жёстким оком фиксированных цен региональных энергетических комиссий. Установленные субъектными РЭКами цены, как правило, значительно ниже закупочных, биржевых цен. Механизмы компенсации, субсидирования разницы в цене для ГРО работают не эффективно, не отражают и не покрывают всех расходов уполномоченных компаний. Отрицательный финансовый результат работы ГРО приводит к объективной необходимости со- кращать объёмы работы с населением, уходить с этого рынка или поднимать стоимость своих услуг для не самой богатой части населения страны.
Почему органы федеральной, региональной власти, местного самоуправления не спрогнозировали резкого роста цен на баллонный газ в условиях «свободного рынка СУГ» и не приняли опережающих мер по недопущению роста или по частичной компенсации затрат уполномоченным организациям и населению?
На карте России стали появляться очаги социальной напряжённости. Хабаровский, Алтайский края, Иркутская, Омская, Вологодская, Смоленская, Курганская области, далее везде, люди вдруг обнаружили, что проблема обеспечения СУГ оказалась исключительно их проблемой, проблемой конечного потребителя.
В условиях, когда регулирование рынка СУГ проводится по остаточному принципу, уполномоченным компаниям стало экономически не выгодно заниматься обслуживанием баллонов СУГ, осуществлять их доставку до конечного потребителя.
Потребителей вынуждают самих решать проблему заправки газовых баллонов. А если эта уполномоченная заправка за несколько десятков, а то сотен километров от дома? Как правило категория граждан, использующих СУГ, проживает в старых домах, с чуть живой электропроводкой. Люди будут вынуждены либо покупать электрические плитки и сразу же начинать ими пользоваться, нагружая изношенные электрические сети, либо идти в зону растущего «серого» рынка, где зачастую наливают СУГ в кустарных условиях, в старые, неисправные баллоны со всеми вытекающими последствиями.
Взрывы газовых баллонов происходят в нашем Отечестве всё чаще и чаще, называть их стали очень толерантно – «хлопок газа». А то, что от такого хлопка выносит порой подъезд многоэтажного дома, так хлопок - не взрыв. Похоже, что пока на этот сектор «не перспективного направления» альтернативной газификации не обратят пристальное внимание, подобные «хлопки» в домах будут звучать ещё чаще.
Держа в голове блестящие перспективы газификации, лучше всего текущую ситуацию на рынке характеризуют сухие цифры статистики.
В 2021 г. в 70-ти субъектах РФ произошёл 374 взрыв газовых баллонов, что в 6 раз выше показателей 2013 года.
74 взрыва газовых баллонов произошли в многоквартирных жилых домах. Это рекордные показатели аварийности при эксплуатации баллонов СУГ за всё время наблюдений.
Аналогичная негативная динамика наблюдается в 2022 году. Негативная тенденция сохраняется на протяжении последних 8 лет. К сожалению, объективных причин для смены такого опасного и грустного тренда мы не видим.
Взрывы газовых баллонов в Российской Федерации по состоянию на 01 января 2022 г. интернет-обзор «GASVECTOR» | ||||
Кол-во взрывов в РФ | В т.ч. в многоквартирных домах | Погибло | Пострадало | |
2013 | 58 | 17 | 122 | |
2014 | 75 | 38 | 174 | |
2015 | 137 | 43 | 280 | |
2016 | 222 | 130 | 617 | |
2017 | 278 | 122 | 834 | |
2018 | 313 | 47 | 203 | 1209 |
2019 | 358 | 54 | 118 | 1085 |
2020 | 361 | 56 | 123 | 1502 |
2021 | 374 | 74 | 143 | 1799 |
Высокий уровень аварийности на рынке СУГ формирует у потребителей ложное представление о газе, как опасном виде топлива.
Вопросы безопасного обеспечения населения газом в 2017-19 гг. неоднократно поднимались на совещаниях у Президента РФ Владимира Путина. Поводом для этих мероприятий послужили проблемы с реализацией программы развития газомоторного топлива, значительный рост чрезвычайных ситуаций с газом во внутридомовых газовых сетях, газовыми баллонами, используемыми в коммунальных целях.
После того, как на проблему обратил внимание Президент, проблему СУГ начали обсуждать.
Работа по подготовке предложений, внесению изменений в действующие нормативные документы проводилась, в том числе, в рамках реализации п.6 Плана мероприятий по предотвращению происшествий, связанных с нарушением правил использования газа в быту, утверждённых Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Мутко 26 февраля 2019 г.
Предложения были рассмотрены и поддержаны экспертами рабочих групп при Министерстве энергетики РФ, Комитете энергетики ГД РФ, Торгово-Промышленной Палате РФ, Российском газовом обществе.
Соответствующие доклады об исполнении поручений, пакет предложений, направленных на реформирование, снижение аварийности рынка СУГ, были направлены в Правительство РФ Министерством энергетики РФ, как ответственным министерством, 01 июля и 03 октября 2019 года.
Экспертами был подготовлен пакет предложений по вопросам обращения баллонов СУГ, реализация которого могла бы в значительной степени снизить стабильный рост аварийности на рынке СУГ, упростить вопросы газификации удалённых, труднодоступных районов. Но в начале 2020 г. произошла смена Правительства, пришёл неведомый вирус, о проблеме СУГ и альтернативной газификации забыли. В течение 2020 года этот вопрос практически не обсуждался, от слова СОВСЕМ. Ждём, когда на глазах Президента, после очередного взрыва газа или газового баллона рухнет ещё один дом?
По мнению экспертов в РФ в обороте находится от 30 до 50 млн. газовых баллонов. Износ баллонного парка составляет от 60 до 80%.
Отсутствие государственного, цифрового контроля за техническим состоянием, оборотом газовых баллонов, критический рост числа ЧС за последние годы, значительное число погибших и пострадавших граждан, миллиардные потери бюджетов всех уровней необходимо рассматривать с точки зрения государственной безопасности.
Если помечтать и предположить, что появившийся недавно Единый оператор газификации пересмотрит свои планы и направит на альтернативную газификацию в лице СУГ хотя бы 5-10% от суммы расходов на «трубную» газификацию, то за несколько лет на рынке СУГ можно совершить реальную революцию. Наладить цифровой учёт движения газа от скважины до потребителя, газовых баллонов от производителя до утилизации, заменить баллонный парк, исключить из обращения баллоны с просроченным сроком службы, внедрить систему Вопросы безопасности для баллонов СУГ, автоматически обеспечивающую безопасный уровень заправки, исключающую возможность взрыва баллона, вывести с рынка «серых» игроков. Установить порядок ценообразования, при котором ГРО получит возможность вести нормальную экономическую деятельность, а конечные потребители СУГ получат справедливую цену, которая обеспечит равные права с потребителями природного газа и многое другое. Миллионы наших граждан реально ощутят заботу государства и почувствуют тепло голубого топлива.
Но.... СУГ тема не перспективная и об этом остаётся только мечтать.
Вычужанин А.Н.,
Генеральный директор ООО «Газовый вектор»