АО «МОСГАЗ» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по транспортировке природного газа на территории Москвы.
Практически 90% потребления природного газа – не коммунальные услуги, а большая энергетика, составляющая основу жизнедеятельности мегаполиса.
АО «МОСГАЗ», имея многолетний опыт эксплуатации газового хозяйства и применения передовых технологий, вносит вклад в развитие нормативно-правовых актов по профилю деятельности.
В целях внедрения социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения страны, – в соответствии с Поручением Президента РФ от 31.05.2020 No Пр-907 «По результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов», – Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ при участии ПАО «Газпром» и других заинтересованных организаций данной сферы деятельности поставлена задача обеспечить:
А) формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств;
Б) утверждение обязательных стандартов к перечню, срокам и методам определения стоимости выполнения технологических работ по подаче газа на газоиспользующее оборудование (последняя миля), в том числе к его минимальному комплекту и обслуживанию;
В) заключение комплексного договора на поставку газа, подключение и техническое обслуживание сопутствующего оборудования с использованием структур единого окна и многофункциональных центров, позволяющих выполнять сбор сведений от имени заявителя;
Г) внесение изменений в порядок формирования топливно-энергетических балансов, предусмотрев прогноз потребности населения в газе (сетевом, сжиженном углеводородном и природном), а также в альтернативных источниках энергии;
Д) поэтапное завершение газификации к 2024 году и 2030 году с установлением соответствующих целевых показателей на основе актуализации и утверждения региональных программ;
Е) цифровизацию мероприятий по газификации, в том числе в целях:
- взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и организаций, включая аварийно-спасательные и диспетчерские службы, а также потребителей газа;
- интеграции данных топливно-энергетических балансов, региональных программ газификации, а также информации по работе с потребителями газа в государственные информационные системы;
- безопасной эксплуатации газораспределительного, внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и телеметрического контроля за поставкой газа;
Ж) внесение изменений в законодательство РФ, направленных на упрощение процедур проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта газопроводов и газораспределительных сетей;
З) представление на рассмотрение Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности проекта плана мероприятий по исполнению подпунктов а-ж настоящего перечня поручений с определением ответственных лиц и сроков, а также его последующее утверждение.
Кроме того, Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности поручено обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций по исполнению подпунктов а-ж настоящего перечня, создав в этих целях рабочую группу.
Во исполнение подпункта б в разрабатываемом стандарте, который будет определять минимальный перечень технологических работ по подаче газа на газоиспользующее оборудование, предлагается отразить следующие обязательные мероприятия:
- Разработка схемы сети газопотребления, включая подключение газоиспользующего оборудования, согласно техническим условиям газораспределительной организации.
- Прокладка подземного участка газопровода.
- Монтаж цокольного ввода.
- Монтаж надземного газопровода, включая электроизолирующее соединение, отключающее устройство, шкафное домовое регуляторное оборудование (в случае подключения к газораспределительной сети среднего давления), коммерческий прибор учета газа согласно техническим условиям поставщика газа.
- Монтаж внутреннего газопровода, включая отключающее устройство на газоиспользующее оборудование, диэлектрическую вставку, гибкую подводку.
- Монтаж автоматики безопасности (сигнализатор загазованности с отключающим устройством и термозапорный клапан).
- Монтаж газоиспользующего оборудования (по желанию заявителя).
- Обследование технического состояния помещения котельной, дымовых и вентиляционных каналов.
- Опломбировка коммерческого при бора учета газа.
- Подготовка исполнительно-технической документации на наружный газопровод, внутренний газопровод и газоиспользующее оборудование включающей:
- договор на поставку газа;
- договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения;
- исполнительный чертеж (эскиз) на наружный газопровод, внутренний газопровод и газоиспользующее оборудование;
- строительный паспорт;
- акт входного контроля;
- акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию;
- акт освидетельствования скрытых работ;
- паспорт газоиспользующего оборудования и сертификаты на примененное оборудование (изделия).
- Продувка сети газопотребления воздухом перед пневматическими испытаниями (опрессовкой).
- Пневматические испытания сети газопотребления (опрессовка).
- Врезка подземного газопровода в газораспределительную сеть.
- Продувка сети газопотребления газом перед пуском.
- Первичный пуск газа и проверка работы газоиспользующего оборудования.
Под эгидой Минэнерго России разработан проект Распоряжения Правительства РФ с планом мероприятий (далее – дорожной картой) по развитию газификации и газоснабжения субъектов РФ.
Основная тематика дорожной карты по развитию газификации и газоснабжения субъектов РФ включает:
- Изменение подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа.
- Введение института «Единого регионального и/или межрегионального оператора газификации».
- Разработку и реализацию межрегиональных и региональных программ, их увязку с программами по смежным инженерным сетям.
- Внесение изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ в части сметных нормативов, получения разрешения на строительство, оформления сервитутов, требования к составу разделов проектной документации.
- Комплексный договор на технологическое присоединение, договор на поставку газа и техническое обслуживание через «единое окно».
- Реализацию пилотных проектов в 4 субъектах социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации: Московской, Челябинской, Курганской и Тюменской областях.
- Внедрение интеллектуальных систем учета газа.
- Изменение порядка и сроков установления платы по индивидуальному тарифу.
С целью исполнения настоящего Поручения Президента РФ и в соответствии с дорожной картой, разработанной Минэнерго России, АО «МОСГАЗ» вносит предложения по 3 блокам законодательного регулирования.
I. Предложения АО «МОСГАЗ» по законодательному регулированию развития газоснабжения и газификации следующие.
Архитектурно-строительное проектирование и иные сферы градостроительного регулирования:
- Отмена подготовки документации по планировке территории (ДПТ, ППТ) для линейных объектов.
- Отмена обязательности разработки ряда разделов проектной документации при проектировании линейных объектов газораспределения.
- Отражения в проектной документации информации о технических и технологических устройствах в составе линейного объекта (ГРПБ и т.п.), как единого объекта.
В результате предполагается сокращение сроков подключения и строительства на 9-12 месяцев. - Имущественно-земельные отношения в реализации норм статьи 39.26 ЗКРФ в предлагаемой редакции: «установить возможность использования земельного участка третьими лицами без его предоставления (на основании разрешения на использование, договора на размещение и т.п.)», что сократит сроки подключения и строительства на 3 месяца.
Стоит отметить, что действующее регулирование строительства и реконструкции сетей газоснабжения не соответствует установленным Правительством Москвы планам реализации городских программ, в связи с чем, сроки разработки и согласования разрешительной и проектной документации приводят к срыву директивных сроков ввода в эксплуатацию объектов, играющих ключевую роль в обеспечении устойчивого развития территории города Москвы при реализации городских программ строительства.
В итоге, предлагаемые АО «МОСГАЗ» изменения позволят сократить на 9-12 месяцев сроки проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов сетей газоснабжения, включая реализацию городских программ строительства.
II. Ключевым, в части законодательного регулирования, является предложение АО «МОСГАЗ» о законодательном введении на федеральном уровне понятия «ЕДИНАЯ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОГАНИЗАЦИЯ» (далее – ЕГРО), предоставив специальные полномочия газораспределительным организациям с наибольшим охватом сетей на территории субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Специальные полномочия ЕГРО необходимы для:
- реализации программ развития сетей газоснабжения субъекта;
- разработки и утверждения схем развития сетей газораспределения субъекта.
Критерием определения для ЕГРО служит наибольший охват сетей на территории соответствующего субъекта.
ЕГРО должно утверждаться органом исполнительной власти субъекта.
Предлагаемое АО «МОСГАЗ» изменение позволит обеспечить:
- Единство регулирования вопросов развития, строительства и эксплуатации сети газоснабжения:
- единый подход в развитии газораспределительной системы субъекта;
- единый подход в формировании требований безопасности.
- Безопасность сети газоснабжения:
- единство требований к процессам строительства и эксплуатации газораспределительной системы;
- единство требований к управлению и контролю режимов подачи газа, технологическим процессам и параметрам работы газораспределительной системы субъекта.
III. Основные предложения АО «МОСГАЗ» по законодательному регулированию безопасной эксплуатации объектов газового хозяйства включают:
- Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – ВД(К)ГО):
- работы по ТО и ремонту ВД(К)ГО выполняются специализированной организацией на основании единого договора;
- повышенные требования к установке и использованию газовых приборов для МЖД в целях обеспечения надлежащего состояния ВКГО;
- право субъекта РФ на финансирование из средств региональных бюджетов мероприятий по замене ВКГО с превышающим сроком эксплуатации льготным категориям граждан;
- запрет использования в МЖД оборудования, срок эксплуатации которого превышает нормативный;
- запрет использования в МЖД оборудования без системы безопасности (gas-control)
В результате будет достигнуто обеспечение безопасных условий жизни и здоровья граждан, качества выполняемых работ и реализация задач безопасности газового хозяйства.
- Подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения:
- установление перечня документов при осуществлении мониторинга выполнения заявителем ТУ, с учетом положений законодательства, регулирующего эксплуатацию ОПО;
- возможность отказа в выдаче ТУ в случае, когда к подключаемым ОКС установлены требования по соблюдению градостроительных регламентов (необходимость включения таких объектов в отраслевые схемы субъекта РФ).
В результате достигается обеспечение подключения объектов к сетям газораспределения и безопасность их эксплуатации.
-
Транспортировка и поставка газа:
- отнесение деятельности по установлению специальной надбавки и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ;
- правовые основания для ГРО по ограничению подачи газа при наличии задолженности потребителя за транспортировку газа.
Предлагаемые АО «МОСГАЗ» изменения позволят обеспечить исполнение настоящего Поручения Президента РФ внесением поправок в нормативно-правовые акты в рамках дорожной карты, утверждаемой Правительством РФ.
Кожиченков В.С. Заместитель генерального директора АО «МОСГАЗ» по производству,
кандидат технических наук, почетный энергетик РФ, Председатель НТС.