На примере одного из крупных проектов, над которым в настоящее время работает ГК “Газовик”, хочется подчеркнуть сложности применения существующей нормативной базы, относящейся к проектированию, строительству и сдаче в эксплуатацию объектов с оборудованием для СУГ. Заказчиком по данному проекту является АО «Дальтрансуголь», дочерняя компания АО «СУЭК», объект - Ванинский балкерный терминал (перевалка угля) - расположен в глубоководной бухте Мучке, находящейся в крайней точке Байкало-Амурской магистрали, и предназначен для перевалки угля СУЭК на экспорт. Терминал построен в 2008 году, на его сооружение потрачено 345 млн. долларов США.
Из-за ограниченной пропускной способности терминала на подъездных путях к порту периодически возникают огромные очереди из вагонов с углем, ожидающие разгрузки; длина очереди в пиковые моменты достигает 11 000 (одиннадцати тысяч) вагонов. СУЭК реализует ряд мероприятий по увеличению пропускной способности порта до 40 млн тонн. Приоритетной задачей проекта является устранение ограничений пропускной способности инфраструктуры на подходах к терминалу. Одним из “тонких мест” в инфраструктуре порта, нуждающихся в “расшивке”, является система подогрева полувагонов с углем. Данная система предназначена для разморозки смерзшегося в условиях отрицательных температур угля непосредственно перед разгрузкой, и состоит из ряда секций -размораживателей вагонов ПРВ.
Система подогрева представляет собой поделенный на секции туннель, куда загоняется подвижной состав, каждая секция выполнена в габарите полувагона. Внутри каждой секции находится 12 инфракрасных горелок “темного” типа, модель DSL 70 (68 кВт каждая), расположенных по стенам конструкции. Таким образом, один модуль имеет мощность 816 кВт. Техническое перевооружение предполагает изготовление и монтаж групповой резервуарной установки (состоящей из шести подземных резервуаров СУГ, объемом 100 м3 каждый), испарительной установки, трех газорегуляторных пунктов и иного сопутствующего технологического оборудования: насосной самовсасывающей установки Vortex (на базе двух насосов SKD Hydro-Vacuum, производительностью 200 л/мин каждый, для подачи жидкой фазы СУГ на испарительную установку); насосно-счетной установки Vortex (на базе двух насосов SKD Hydro-Vacuum производительностью 300 л/мин каждый и расходомера Krone для слива и учета СУГ с автотранспорта в резервуарный парк); компрессорного агрегата Blackmer LB361 LW (производительностью 41 м3/час., используемого для ускорения наполнения резервуарного парка), и установки для заправки пропановых баллонов ПНБ (в шкафном исполнении, с электронной весовой установкой ВП-60 и емкостью для слива неиспарившихся остатков V=1м3).
Особый интерес представляет испарительная установка Propan на базе четырех электрических шестиядерных испарителей Power P-960 (производства Algas-SDI, Сиэттл, США). Это - крупная даже по международным меркам испарительная установка. Ее масса превышает 22 тонны, габаритные размеры составляют 11.3х5.2х2.5 м., производительность испарения - до пяти тонн жидкой фазы СУГ в час, а электрическая мощность испарителей немногим меньше 1 МВт. При проектировании и сдачу в эксплуатацию объектов СУГ надлежит руководствоваться действующими нормативными документами. Но если мы посмотрим на эволюцию отраслевых НД, многое сразу станет понятным.
Примерно это выглядит следующим образом:
- 1965 год. СНиП II-Г.12-65 «Газоснабжение. Баллонные и резервуарные установки сжиженного газа» подробно и детально описывал правила проектирования объектов, использующих СУГ в качестве топлива.
- 1976 год. Следующий нормативный документ СНиП II-37-76 «Газоснабжение. Внутренние и наружные устройства» вобрал в себя ряд других документов, доминировать стали требования к объектам сетевого газоснабжения природным газом. Тем не менее требования к проектированию объектов СУГ подробно описаны.
- 1987 год. Последний документ, подробно рассматривающий правила проектирования объектов СУГ - это СНиП 2-04-08-87 «Газоснабжение», введенный в действие 32 года назад.
В действующем сейчас СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» СУГу посвящено всего нескольких страниц, описывающих в основном резервуары и резервуарные установки. Остальное оборудование, применяемое на объектах СУГ, в этом документе упоминается эпизодически. Совершенно не рассмотренными остаются практически все основные компоненты проекта, такие как насосные и компрессорные установки, испарительные и смесительные системы.
В условиях отсутствия нормальных действующих нормативных документов как проектировщики и эксперты, так и специалисты Ростехнадзора вынуждены руководствоваться документами, относящимися не к проектированию, а к эксплуатации объектов, либо к иным документам, не имеющим прямого отношения к объектам, использующим СУГ в качестве топлива. В частности, при анализе наших проектов эксперты часто ссылаются на ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».
Как и другие “неправильно применяемые” или “применяемые по аналогии” нормы и правила, этот документ разрабатывался совершенно для других объектов. В случае применения для объектов СУГ его требования часто невыполнимы. К примеру, этот документ гласит: 5.4.7. Для СУГ должны применяться центробежные герметичные (бессальниковые) насосы или центробежные насосы с двойным торцевым уплотнением типа «тандем». В качестве затворной жидкости должны использоваться негорючие и (или) нейтральные к перекачиваемой среде жидкости.
5.4.9. Конструкция компрессоров и насосов должна предусматривать установку датчиков контроля температуры подшипников. За уровнем вибрации должен быть установлен периодический или постоянный приборный контроль. Абсолютное большинство применяемых в РФ и мире насосов и компрессоров для СУГ не соответствуют этим требованиям, а попытка их выполнить приводит к необоснованному удорожанию объекта.
Таких примеров можно привести много. Ситуация с испарителями СУГ и испарительными установками также неудовлетворительная. В настоящее время отсутствуют документы, которым испарители СУГ и испарительные установки должны соответствовать или которые описывают их работу. В тексте СП 62.13300 испарители упоминаются 17 раз, 16 из них - в отношении размещения их на объекте. Редуцирование давления СУГ оказалось вне закона с принятием в последние годы ряда нормативных документов, относящихся к ГРП. В преамбуле этих документов четко указана зона действия - природный газ.
Таким образом, введенные в действие документы стали неприменимы для устройств, редуцирующих давление СУГ. Отрасли требуются нормативные документы, определяющие правила проектирования объектов СУГ, описывающие технологическое оборудование в соответствии с мировым опытом и реалиями сегодняшнего дня. Вопрос – откуда они возьмутся?
Минэнерго РФ проводит работу по совершенствованию правовой и нормативной базы, в том числе в последние годы - регулирующей использование СПГ для целей газификации, но СУГ выпал из поля зрения государства. И это неудивительно. Анализ потребления СУГ за прошлое десятилетие говорит о том, что в настоящее время отрасль находится в глубоком упадке. Государство сознательно убивает отрасль, ориентируясь на экспорт СУГ в ущерб внутреннему потреблению. Если мы посмотрим данные отчетов Минэнерго РФ, то легко видеть следующие цифры:
- При общем увеличении производства СУГ с 10.6 млн. т. в 2008 году до 16.7 млн. т. в 2017 году, за тот же период доля потребления СУГ населением снизилась с 60% в 2006 до 32% в 2017 году, то есть упала в два раза.
- Количество предприятий, газифицированных СУГ, уменьшилось с 11 387 (2006 год) до 2 272 (2017 год), то есть упало в пять раз.
- Количество газифицированных сельскохозяйственных объектов уменьшилось с 2 970 (2006 год) до 119 (2017 год), то есть упало в двадцать пять раз.
- «Когда то у нас в Приморье было газифицировано на СУГах 255 тыс. квартир. Сейчас наших абонентов осталось 22 тыс.» (А.Ф. Бурнаевский, «Факел» No3-4 за 2019 год, стр. 23).
Государство всегда уделяло недостаточно внимания контролю за производством и соответствию друг другу и духу времени нормативных документов. В одних случаях, как например при сетевом газоснабжении природным газом, имеется регуляторная гильотина, когда ряд действующих документов содержит взаимоисключающие требования. В других случаях, как с НД, касающихся газоснабжения СУГ, последний документ разрабатывался 32 года назад, в иных исторических условиях, при совершенно других применяемых в то время технологиях.
Нормативные документы не берутся из неоткуда, не пишутся сами собой. Для их появления необходимо, во-первых, наличие заинтересованного лица, заказчика; во-вторых, наличие компетентного исполнителя-разработчика. ПК4/ТК023 «Газораспределение и газопотребление» приступил к разработке проекта изменения национального стандарта ГОСТ Р 54982-2012 «Системы газораспределительные. Объекты СУГ. Общие требования к эксплуатации». Базовой организацией подкомитета является ООО «Газпром межрегионгаз», сформирована рабочая группа из представителей ООО «МРГ», ряда регионов России. По проектированию подобная работа не ведется сегодня никем. Проблема состоит как в том, что в отрасли в принципе отсутствуют заказчики на нормативные документы такого рода, так и в том, что что в настоящее время нам неизвестны компетентные разработчики НД для проектирования объектов СУГ.
Учитывая все вышесказанное, есть все основания предполагать, что существующая ситуация с отсутствием нормальных, качественных, современных нормативных документов, регулирующих проектирование, строительство и сдачу в эксплуатацию объектов СУГ, в обозримом будущем не изменится.
Евгений Карякин, директор по развитию ГК «Газовик»,
Алексей Трофимов, начальник управления продаж ГК «Газовик»