Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Безопасное использование сжиженного углеводородного газа для коммунально-бытовых нужд – вопрос национальной безопасности России

01 декабря 2019 г.

Своё первое совещание в наступившем 2019 году 16 января Президент РФ В.В.Путин начал с темы газа.

В Кремле, совместно с членами Правительства, эта тема была поднята под впечатлением от взрыва газового баллона, произошедшего 14 января в многоквартирном доме в г.Шахты Ростовской области.

Произошёл взрыв газового баллона на девятом этаже в двухподъездном кирпичном доме, в котором 72 квартиры. Обрушились девятый и восьмой этажи второго подъезда. Взрывом повредило 18 квартир, из которых восемь имеют сильные разрушения. По меньшей мере 5 человек погибло, среди них 1 ребёнок.

До этого, накануне Нового года, 31 декабря 2018 года, взорвался и обрушился подъезд многоквартирного дома в Магнитогорске. Там масштаб катастрофы ещё больше. Разрушен подъезд, пострадали 52 квартиры, в которых проживал 131 человек. 25 квартир полностью разрушены. В них проживало 45 человек, из них 39 погибли, в т.ч. шесть детей.

Только на ликвидацию последствий взрыва в Магнитогорске из бюджетов всех уровней заявлены расходы на сумму не менее 1 млрд. 300 млн. рублей.

К большому сожалению ситуация в стране только ухудшается, аварийные ситуации становятся системным явлением. За период с 2013 года число взрывов выросло более чем в 5 раз и в 2018 году достигло 313.

В 2018 году 46 взрывов газовых баллонов произошло в многоквартирных жилых домах. Иными словами мы имели 46 потенциальных Магнитогрсков и Шахт.

На этом фоне всё чаще звучат призывы различных «экспертов» о полном отказе от газа, как безопасного источника энергии.

В чём кроется причина столь значимых бед, которые в глазах потребителей ставят под сомнение необходимость и целесообразность использования газа в коммунальных целях в стране, которая является мировым лидером по добыче углеводородов?

Корни этой проблемы уходят в далёкий 1997 год, когда государство в лице Ростехнадзора практически самоустранилось от контроля за оборотом баллонов объёмом менее 100 литров. Если принять как факт ситуацию, при которой на сегодняшний день ни один орган государственной власти не отвечает за оборот взрывоопасных предметов, то представление о рынке баллонов СУГ объективно ассоциируется с базаром, где каждый занимается тем, чем ему заблагорассудится.

За более чем 20 летнее отсутствие контроля со стороны государства парк газовых баллонов пришёл в негодность. По разным оценкам общий износ газовых баллонов составляет от 60 до 80%.



В начале 2018 года прокатилась волна взрывов газовых баллонов в Омской области. Местные власти были вынуждены признать, что износ газовых баллонов в регионе составляет не менее 80-90%. Такая ситуация не уникальна, а скорее всего характерна практически для всех субъектов Российской Федерации. Качественно заправить баллон является серьёзной проблемой. Отсюда и столь развитая система нелегальных заправок.

Российская газобаллонная отрасль прочно застряла в прошлом. Пробелы в законодательстве, отсутствие государственного регулирования, устаревший баллонный парк.

Российские технические стандарты производства и эксплуатации газовых баллонов не соответствуют мировым, не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Российскому рынку нужны современные безопасные стальные и композитные баллоны т.к. у них разные сферы применения, разный потребитель.

До последнего времени при обсуждении перспектив газификации страны на государственном уровне практически всегда забывался или игнорировался тот факт, что значительная часть территории Российской Федерации не обеспечена попутным природным газом, население вынуждено использовать для бытовых нужд альтернативный природному сжиженный углеводородный газ (СУГ) в баллонах.

Органы государственной власти, находясь в плену иллюзий «значительных успехов в развитии газификации», будучи под впечатлением от экспортных побед на рынке природного, сжиженного природного газа, предпринимают шаги, последствия которых могут стать катастрофическими для пока уцелевших специализированных газораспределительных организаций (ГРО), которые не благодаря, а вопреки складывающейся ситуации продолжают осуществлять снабжение населения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд.

18 декабря 2018 года вступило в законную силу Постановления Правительства РФ от 30.11.2018 г. N 1442 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ”.

Согласно пояснительной записке, документ разрабатывался в целях создания условий для реализации на внутреннем рынке природного газа, при поставке которого используются технологии сжижения, а также отмены государственного регулирования цен на природный газ, реализуемый ПАО «Газпром» с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации при поставках газа потребителям, не относящимся к населению.

В пояснительной записке не было сказано ни единого слова об отмене государственного регулирования оптовой цены на сжиженный углеводородный газ. Поэтому в первые дни после вступления Постановления в силу всем ГРО очень хотелось верить, что произошла ошибка и речь идёт исключительно о сжиженном природном газе. Невозможно принять такой документ, не понимая особенностей рынка СУГ. Но отрезвление пришло быстро. Это была не ошибка, а «плановый переход к рыночным отношениям, рыночному ценообразованию на рынке газа».

Странным образом рыночные отношения коснулись только отмены сдерживающей государственной планки для ГРО на оптовую цену, приблизив закупочную стоимость СУГ для внутреннего рынка к экспортной цене. При этом рост цены СУГ для конечного потребителя жёстко контролируется региональными энергетическими комиссиями.

Под благовидным предлогом ГРО лишили всяких экономических стимулов для развития, снабжения населения СУГ, в том числе возможности заниматься модернизацией собственной материальной базы, обновлением изношенного баллонного парка.

Удивительно, что указанный документ был принят без проведения общественного обсуждения, не был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, не был поддержан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не прошел правовую и антикоррупционную экспертизу.

А жаль. Была бы возможность напомнить разработчикам о прекрасных целях, которые декларирует Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации 3 июля 2003 г. N 908-р.

Именно о надежном и бесперебойном обеспечении населения сжиженным газом для бытовых нужд, создании механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения идёт речь в этом документе. А что по факту? Хотели как лучше... Дальше Вы знаете.

В России неоднократно назывались сроки решения вопроса газификации страны. В 2009 году на самом высоком уровне было сказано, что во всех наших деревнях, которые развиваются, и во всех наших городах к 2015 году должен быть газ.

Фактический уровень газификации в России за эти годы значительно не изменился. Сейчас он находится на уровне 68-69%.

Ежегодный прирост газификации составляет не более 0,5-0,7%. Таким образом мечта о газификации страны на ближайшие годы так и останется мечтой.

Если посмотреть на расходы, которые идут на газификацию страны, то возникает вопрос о целесообразности, оправданности таких затрат при минимальной эффективности конечного результата.

При декларируемой высокой заинтересованности в газоснабжении населения доля расходов ПАО «Газпром» на газификацию составляет всего около 3% от ежегодных расходов на капитальное строительство. Более того, расходы на спонсорство футбольных команд «Шальке 04», «Челси», «Црвена Звезда», «Зенит», вполне сопоставимы с расходами на газификацию в Российской Федерации.

Суммарный объем инвестиций «Газпрома» в газификацию регионов России в 2005 — 2018 годах составил 361,35 млрд руб.

При таких затратах более 40% сельских поселений в России до сих пор не имеет доступа к магистральному газу.



Объективным фактом для России с её огромными территориями и пространствами останется вопрос альтернативной газификации. Разумно вкладывать деньги не в газовые сети, прокладываемые в районы, где они будут загружены в лучшем случае на 20-30% от своей мощности, а в инфраструктуру по обеспечению населения СУГ.

Эффективность использования технологии сжиженного природного газа (СПГ) для использования в коммунальных целях пока остаётся сомнительной, экономически не оправданной. Стоимость такого газа в 3-5 раз дороже природного газа.

Реальным выходом для газификации труднодоступных, удалённых, малонаселённых территорий остаётся использование СУГ в баллонах с использованием новых технических решений, позволяющих значительно повысить уровень безопасности при эксплуатации баллонов СУГ.

Если предположить, что 10-20% от сумм, ежегодно направляемых ПАО «Газпром» на газификацию, поддержку иностранных футбольных клубов направить на реконструкцию, развитие материальной базы СУГ, то в течение 5-7 лет в стране может произойти газовая революция, обеспечив рост внутреннего рынка СУГ не менее чем на 20%.

Что могут совместными усилиями сделать бизнес и государство для расширения внутреннего рынка СУГ, решения задачи альтернативной газификации?

В рамках поручений, данных 16 января 2019 года Президентом России В.Путиным Правительству России, 26 февраля 2019 года за No 1671п-П9 Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Мутко утвердил План мероприятий из 15 пунктов по предотвращению происшествий, связанных с нарушением правил использования газа в быту.Один из пунктов этого плана, П.6, касается темы баллонов СУГ.

Произошло чудо. Принятие указанного Плана придало ускорение рассмотрению вопроса безопасного использования СУГ в коммунальных целях. На федеральном уровне вспомнили, что в стране ещё есть газовые баллоны и оказывается, что их очень много!

За первое полугодие 2019 года по данной теме прошли ряд совещаний, круглых столов в Правительстве, Комитете по энергетике Государственной Думы, Комитете по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.

Эксперты, представители заинтересованных министерств и ведомств обсудили существующие проблемы рынка СУГ, вопросы альтернативной газификации регионов. Были предложены ряд мер, реализация которых позволит значительно сократить число чрезвычайных ситуаций, сократить число жертв, существенно снизить расходы бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий ЧС с баллонами СУГ, придать новое ускорение развитию внутреннего рынка СУГ.

Основной акцент при обсуждении проблемы безопасного использования СУГ сделан на несколько ключевых вопросов.

В первую очередь на федеральном уровне нужно определить орган исполнительной власти, отвечающий за оборот баллонов СУГ. Необходимо введение в России единой системы цифрового учёта баллонов, внедрение новых запорных устройств с системами физической защиты баллонов, автоматически защищающих баллон от переполнения при заправке, исключающих создание критического давления внутри баллона в процессе эксплуатации.



Необходимы меры, направленные на усиление административной, уголовной ответственности за осуществление не законной деятельности на рынке СУГ. Рынок СУГ должен быть максимально прозрачным и безопасным.

До конца года работа в этом направлении должна быть продолжена. Информационную поддержку начали оказывать федеральные средства массовой информации, обратившие внимание на эту серьёзную проблему.

Баллон для хранения и транспортировки газа давно стал привычным атрибутом в быту и на производстве. Задача государства создать правовые условия для проведения модернизации находящихся в эксплуатации баллонов, дать возможность ГРО и бизнесу вести свою работу легально, по честным и понятным правилам. Бизнесу же стоит задуматься о создании в России высокотехнологичного производства безопасных газовых баллонов, современной запорной и регулирующей арматуры. В настоящий момент практически вся эта продукция завозится в Россию из за рубежа.

Организация подобного производства будет полностью отвечать потребностям российского рынка, направлена на безусловное повышение безопасности рынка СУГ, отвечать требованиям Федеральных программ по импортозамещению, цифровой экономики, будет иметь высокий экспортный потенциал. Такое производство должно получить поддержку государства и получить статус Федеральной программы, к примеру по аналогии с программой утилизации старых автомобилей, т.к. речь идёт о безопасности миллионов россиян.

По разным оценкам в РФ в обращении находится от 30 до 50 млн. газовых баллонов. Так что государству и бизнесу есть о чём подумать.

ООО «Газовый вектор» ведёт работу в этом направлении на протяжении нескольких лет. У нас есть интересные предложения, самые современные технические решения. Нужна финансовая поддержка. Приглашаем к сотрудничеству серьёзных партнёров, заинтересованных в создании на территории России высокотехнологичного производства газобаллонного оборудования, в том числе инновационных баллонов КПГ 4-го типа для решения государственной задачи развития рынка газомоторного топлива.


Генеральный директор ООО «Газовый вектор»,
Член Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации А.Н. Вычужанин


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить