Тенденцией последних нескольких лет стало интенсивное совершенствование нормативной базы, касающейся проектирования и производства пунктов редуцирования газа (ПРГ) для сетей газораспределения. Отменяются устаревшие нормы, им на смену приходят новые. Однако же в рамках данного процесса у изготовителей ПРГ (имеется в виду в первую очередь шкафного и блочного исполнения) остаётся множество вопросов по практике применения тех или иных положений и норм действующих СП и ГОСТ.
На стадии проектирования ПРГ основную сложность вызывает необходимость выбора диаметра входного и выходного газопровода на основании гидравлического расчёта (п.3.38 СП 42-101-2003). Данное требование вытекает из п.4.1.11 ГОСТ 34011 по обеспечению уровня шума внутри ПРГ не более 80 дБА согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Особенно это становится актуальным в ПРГ с низким выходным давлением (IVкатегории - Приложение 1 «Классификация наружных и внутренних газопроводов по давлению в сетях газораспределения». ТР ТС «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления), чья номинальная пропускная способность близка к максимальной пропускной способности регулятора давления, установленного в ПРГ.В таблице 1 приведены примеры того, насколько скорость потока транспортируемой по трубопроводу среды влияет на его диаметр и наоборот.
Из примера видно, что для регулятора РДГ при расходе газа, близком к его максимальной пропускной способности (2380 нм3/ч), внутренний диаметр трубы увеличивается до 353мм, при этом, если его уменьшить до 150мм, скорость потока при максимальном расходе возрастает до 39 м/с, что является нарушением.
В то же время, что касается ПРГ шкафного исполнения (а это наиболее распространённый тип конструкции на сетях газораспределения) производитель жёстко ограничен максимально допустимыми габаритными размерами изделия (п. 4.4.9 ГОСТ 34011), что становится порой весьма проблематичным при соблюдении требований гидравлического расчёта трубопроводов особенно с учётом п.8.1.4 ГОСТ 56019 по обеспечению удобства обслуживания и ремонта ГРП.
Что касается требований безопасности в части недопущения попадания высокого давления на газоиспользующее оборудование потребителя, то оно реализуется в действующих нормативных документах несколькими способами.
П.8.2.4 ГОСТ 56019 предусматривает двухступенчатое последовательное редуцирование в ГРП со входного давления 0,6 МПа и более на выходное давление 0,005 МПа и менее (т.е. фактически со IIкатегории давления на IV). При этом п.4.1.9 ограничивает число рабочих линий редуцирования в ГРПШ не более двух.
Если же мы имеем два выхода (как показано на рисунке 1), то в таком случае ГРП не может быть шкафного исполнения, так как число рабочих линий уже становится три. Данное ограничение, на наш взгляд, не влияет каким-либо образом на безопасность, однако в ряде случаев существенно ограничивает возможности проектировщика и изготовителя, особенно при проведении реконструкции действующих газораспределительных систем.
Кроме того безопасность и бесперебойность газоснабжения обеспечивается применением в конструктивной схеме ГРП так называемого регулятора-монитора. Пункты 8.3.4 и 8.3.10. ГОСТ 56019 устанавливают требования к обеспечению бесперебойности газоснабжения с применением схемы «основной регулятор + регулятор-монитор (контрольный регулятор)». При этом регулятор–монитор должен быть идентичным основному регулятору по конструкции, техническим характеристикам и типоразмеру.Известно, что регуляторы давления как устройства конструктивно возможно отнести к двум типам арматуры: «нормально-закрытая» и «нормально-открытая арматура» (п.5.11.3. и п.5.11.4 ГОСТ Р 24856). В контексте двух указанных ГОСТ основной регулятор и регулятор-монитор должны оба быть либо нормально-закрытой арматурой, либо наоборот, нормально-открытой. При этом совершенно очевидным становится противоречие требования ГОСТ 56019 логике построения самой схемы «основной регулятор + регулятор-монитор», так как основной регулятор (в технологической схеме он идёт после «монитора») в случае возникновения нештатной ситуации должен полностью открыться, обеспечив «монитору» возможность вступления в работу. Иначе говоря, основной регулятор всегда должен быть нормально-открытой арматурой. «Монитор» же, наоборот, при выходе из строя должен всегда герметично закрываться, не допуская попадания входного давления к потребителю. Таким образом, оба прибора априори не могут иметь идентичную конструкцию.
Таблица 1. Зависимость диаметра трубопровода от скорости газа и давления.
Максимальный расход газа в ПРГ, нм3/ч при максимально-допустимом входном давлении (с учётом потерь на местные гидравлические сопротивления в среднем 15%) |
Выходное давление, МПа |
Внутренний диаметр трубы, мм |
Нормативная скорость, газа м/с |
Внутренний диаметр трубы, мм |
Скорость, газа м/с |
510 (РДНК - 400М) | 0,005 | 163 | 7 | 80 | 29 |
2380 (РДГ-50Н/30) | 353 | 150 | 39 | ||
570 (РДСК) | 0,3 | 60 | 15 | 50 | 22 |
2380 (РДГ-50В/30) | 124 | 80 | 36 |
Касательно практически всей арматуры, используемой в ПРГ, у производителей пунктов редуцирования имеются вопросы относительно её цветовой маркировки изготовителем арматуры согласно п.5.5.4.10 ГОСТ Р 56001 (зелёный цвет – для регулирующей, красный - предохранительной и отключающей, а запорной - в зависимости от её климатического исполнения). Однако в этом же ГОСТ Р 56001 присутствует п.5.5.4.1, который гласит, что маркировка и отличительная окраска арматуры должна осуществляться по ГОСТ Р 52760, ТУ и КД, то есть в соответствии с материалом корпуса. Таким образом два пункта одного и того же ГОСТ 56001 вступают в прямое противоречие друг другу. Тем более, что п.5.5.4.1 ГОСТ 56001 не даёт пояснений по поводу того, к какому виду арматуры относится содержащееся в нём требование, т.е. фактически вся арматура, на которую распространяется ГОСТ Р 56001, должна маркироваться и окрашиваться в соответствии с ГОСТ Р 52760. Таким образом, заложниками данной ситуации становятся не только производители ПРГ, но и сами производители всех видов арматуры. ГОСТ Р 56001 и ГОСТ Р 52760 относительно окраски поверхности, схожи только в одном, что по согласованию с заказчиком, допускается изменение цвета окраски, т.е. для производителей ни один, ни другой ГОСТ, по сути, никак не регламентирует окраску корпуса арматуры. Но данное противоречие ни сколько не оправдывает производителей арматуры в плане её цветовой маркировки, т.к. ГОСТ Р 52760 и ГОСТ Р 56001в этом вопросе скорее дополняют друг друга, нежели противоречат.
Таким образом, анализ приведённого материала позволяет сделать вывод о том, что на текущем этапе своего эволюционирования действующая нормативная база ещё далека от совершенства: некоторые нормативные документы не согласуются друг с другом или содержат противоречия внутри себя и в целом не исключают возможность различного толкования своих положений.
Повышение уровня процесса нормотворчества, конкретизация требований и положений отдельных документов, их гармонизация друг с другом положительно повлияют на качество и функциональность ГРП, что в свою очередь обеспечит им повышение эксплуатационных свойств.
С. В.Зубков, Директор по маркетингу и стратегическому развитию ПО «ВИТ-ТЕХГАЗ»