Для линейных объектов, в т.ч. газопроводов, документация по планировке территории (далее – ДПТ) необходима практически на каждой стадии реализации линейного объекта. ДПТ является основанием для прохождения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, выполнения земельно-кадастровых работ, изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
С образованием Порто-Франко – Свободный порт Владивосток, с возросшей потребностью в логистических центрах, в этих мощных складских перевалочных базах, соединяющих порты Дальнего Востока через ТрансСиб с Европеской частью России и с самой Европой, а также с созданием Территорий Опережающего Развития в Приморье возросла потребность в строительстве газовых отопительных модульных котельных малой и средней мощности. К чему мы и приступили оперативно. У нас уже был опыт проектирования, строительства и эксплуатации газовых котельных. Вначале это были котельные для отопления и ГВС наших производственных баз с котлами типа «Универсал», Е 1/9 и др. Затем была построена котельная завода Прогресс в г. Арсеньеве производительностью 22 тн пара в час, отопительная котельная международного аэропорта «Кневичи, Владивосток» мощностью 22 Гкал/час, котельные предприятий сельского хозяйства, в частности, свинокомплекс ООО «Мерси трейд» в Спасском районе, ООО «Мартин» в г. Партизанске, ООО «Архол», «Гера», «Красный Мамонт». Приступили к строительству котельных, работающих на пропан-бутане в Черниговском, Спасском и Михайловском районах.
Мы учли накопленный опыт проектирования и строительства газовых котельных в нашем муссонном климате с его высокой влажностью, когда часто дует морской солёный ветер, и все металлические сооружения и коммуникации подвергаются коррозии. Вот, к примеру, приезжают к нам зимой, скажем, за японскими авто наши друзья из Сибири и удивляются: мы, говорят, при наших сибирских морозах за минус 40 так не мёрзнем и не простужаемся, как у вас при минус 20, влажности и ветре. Поэтому эти климатические тонкости учитываются уже на стадии выдачи тех. условий на проектирование, разработке заданий на проектирование газовой котельной и самого проектирования. Базу хранения газа, а именно ГРУ СУГ и газопроводы рассчитываем таким образом, чтобы:
- максимально снизить класс опасности объекта, а это, в первую очередь количество тонн единовременного хранения газа в резервуарах ГРУ СУГ, скажем до 20 тонн;
- рабочее давление в наружных газопроводах и в газопроводе самой котельной – по возможности низкое, т.е до 0,005 МПа;
- подобрать такое оборудование в котельной, насосы, самовсасывающие установки, регазификаторы-испарители предохранительно-запорную арматуру и автоматику газовой безопасности, чтобы эксплуатации котельной получилась бы без постоянного присутствия обслуживающего персонала.
Количество единовременного хранения пропан–бутана в емкостях мы можем регулировать частотой слива газа в ГРУ СУГ. К примеру, если объект газоснабжения находится в 3-5 часах езды от ГНС, то запаса газа можно предусматривать не на 10-12 суток, как обычно, а сократить это до 5 суток, что мы и делаем.
Выбор газового оборудования, материалов, арматуры, труб стальных и полиэтиленовых и самих модульных котельных – дело наиболее ответственное и, прямо скажем, тонкое и деликатное. К примеру, котельную для «Земли леопарда» мы заказывали в Саратове на заводе котельного и газорегуляторного оборудования «Эльтон». Мне самому посчастливилось эту модульную котельную на заводе получать, придирчиво и дотошно её смотреть. Котельная получилась добротная, удобно монтируемая в условиях Уссурийской тайги. Простая в монтаже и наладке. Сборка её напоминает работу с детским конструктором ЛЕГО. Две прошедших зимы подтвердили надёжность этой котельной.
Второй вопрос: резервуары для хранения и подачи на котлы пропан-бутана. Нынешние газовые емкости, во всяком случае, многие, с которыми нам довелось работать, выпускаются сейчас в упрощённом виде. В частности, отсутствуют газоотстойники, дренажные трубки и соответствующие вентили. А качество газа у нас не всегда соответствует требованиям ГОСТа. И в результате, за одну-две зимы тяжёлых неиспарившихся остатков накапливается больше 10% объема резервуара, и эта грязь попадает в арматуру, в регазификаторы-испарители и выводит их из строя. Так случилось с ГРУ СУГ в Игорной Зоне, что под Владивостоком, в нашем Дальневосточном Лас-Вегасе. Ведь как было раньше (взять те же старые румынские резервуары, там это всё было предусмотрено). Есть дренажный газопровод с вентилем или шаровым краном. Всё отлажено, не надо ничего нового изобретать. Перед отопительным сезоном мы откачиваем насосом с помощью автоцистерны-газовоза тяжёлые остатки (дренажный газопровод для удобства выведен на сливной узел). Тяжёлые остатки вывозятся на ГНС, сливаются в специальную 100-кубовую ёмкость, а оттуда газ подаётся на специальные водогрейные котлы, где и сжигается. Всё получается по-хозяйски, безот- ходно: чисто, экономично и экологично. Предложение: вернуться к конструкции резервуаров старых стандартов СЭВ в части дренажных газопроводов и арматуры.
У нас много лет подряд была лицензия на проектирование объектов газоснабжения. Потом, когда лицензии отменили, мы работали с разными другими проектными организациями. Часто качество проектной документации нас не устраивало. В прошлом году мы вернулись к проектированию объектов газоснабжения, вступили в Союз проектировщиков «Проекты Сибири». Там я был на прошлой неделе, принял участие в годовом отчетно-выборном собрании, и откуда приехал сюда не далее как вчера.
В 2015 году мы вернулись к практике строительства и монтажа объектов газоснабжения, вступили в СРО «Дальмонтаж», и вновь монтируем «под ключ» газовые теплогенераторные, котельные и технологические установки.
На сегодняшний день нашей компанией смонтировано и введено в эксплуатацию более 60 теплогенераторных и отопительных котельных в г. Владивостоке, гг.Уссурийске, Артёме, Находке, в Надеждинском р-не.
Традиционно монтируем газопроводы под пропан-бутан из металлических труб, но уже второй год освоили и внедрили монтаж подземных полиэтиленовых газопроводов LPG низкого давления. В большинстве своём работаем с отечественными материалами, газовым оборудованием и автоматикой.
Но и сотрудничаем с газовиками из Республики Корея из национальной газовой компании «Когаз», покупаем у них и внедряем газовое оборудование и технику: испарители-регазификаторы, запорную и регулирующую арматуру. Всё оборудование сертифицировано.
Мы с вами, дорогие коллеги, уже давно пришли к мнению о том, что газификация многоэтажных, многоквартирных домов и, в особенности, на пропан-бутановых смесях – дело опасное и вообще требует запрета. Как у нас обстоит с этим на сегодняшний день? Докладываю. В прошлом году мы закончили экспертизу газопроводов объектов централизованного газоснабжения, т.е. газифицированного жилья, вложили туда большие деньги. Были заседания в администрациях городов и районов, встречи с абонентами, письма, жалобы населения. Денег в тарифе на газ на кап. ремонт газопроводов не предусмотрено, бюджеты края, городов и районов весьма скромны. Из заявленных на кап. ремонт в прошлом году 16 км наружных газопроводов денег было выделено на 700 п.м.. Эти деньги мы освоили, восстановили газоснабжение 3-х микрорайонов г. Уссурийска. Когда-то у нас в Приморье было газифицировано на СУГах 255 тыс. квартир. Сейчас наших абонентов осталось 22 тыс.
А если мы с вами сжигаем газ в котельных, в установках Когенерации, где почти всё автоматизировано, где работает грамотный обслуживающий персонал, то мы получаем тепло, горячую воду, электроэнергию и подаём это всё на жильё. обеспечивая безопасность, комфорт и экономию для населения.
Используем газовые котлы различных марок, как отечественных, так и зарубежных. Так, например, на котельной по ул. Калининская, 225 в г. Владивостоке применяются котлы производства Республика Корея марки Бустер Бойлер. В котельной ЗАО «ДТА-Конструкция» в п. Угловое используются котлы итальянского производства марки Ферролли. Нами также эксплуатируются газовые котлы производства ФРГ (Виссман, Вейлант, Будерус), японские Китурами, Республики Корея – Rinnay.
Если говорить об автоматике газовой безопасности, а это, по нашему мнению, является ключевым вопросом, то автоматика должна быть максимально универсальной, однотипной, отечественного производства. Нашу точку зрения разделяют иностранные специалисты. Российская автоматика газовой безопасности надежная, довольно простая и сравнительно недорогая. Ориентируемся на неё.
Бурнаевский А.Ф., главный инженер АО «Приморский газ»