Использование сжиженного газа в последнее время становится повседневным фактом. Наравне с его использованием и выгодой, которую он имеет по отношению к некоторым другим источникам энергии, очень важно уметь безопасно с ним обходиться. Для этого, кроме обычных простых правил безопасности нужно иметь соответствующую арматуру, которая позволяет контролировать все процессы от стадии заправки до сгорания газа в потребляющем аппарате.
Сжиженный газ в ёмкости находится под давлением в жидком виде, и следовательно, перелив или заправка емкостей происходит в замкнутом контуре и в жидкой фазе. Всем известный факт, что согласно норм и правил безопасности уровень жидкой фазы в ёмкости должен достигать максимум 85% от общего объема. Именно поэтому очень важно при заправке производить контроль этой границы.
На газгольдере сжиженного газа в числе общих пяти компонентов находится клапан отбора газа с функцией контроля максимального уровня при заправке.
Фирма GOK имеет в своей производственной программе два таких клапана, которые имеют одинаковое назначение, но разную конструкцию и что самое важное, один из клапанов исключает человеческий фактор, при котором может произойти перелив ёмкости.
На фотографиях рис. 1 и 2 показан общий вид клапанов. Корпуса обоих клапанов выполнены из латуни. Каждый из клапанов оснащен манометром. Выходное отверстие имеет POL-присоединение для подключения регулятора давления. Кроме него имеется присоединение для контрольного прибора. Длина уровневой трубки соответствует размеру газгольдера. Установочные размеры клапанов одинаковы.
На рисунке 3 схема заправки газгольдера имеющего клапан контроля уровня тип 55212. При заправке заправщик открывает на клапане специальное отверстие соединенное с контрольной трубкой. При достижении жидкой фазы уровня контрольной трубки газовое облако выходит из контрольного отверстия. Заметив это, заправщик прекращает процесс заправки.
Клапан тип FST на рис. 4 имеет ту же саму функцию, что и клапан типа 55212, а также имеет то самое основное отличие, которое играет большую роль в достижении безопасности всего процесса заправки. Дополнительная отличительная функция описана далее по тексту.
Совместимое устройство от перелива соединяется с усилителем измерений на топливозаправщике при процессе заполнения при помощи провода через фланцевый штекер 1 и на датчик граничных значений подаётся напряжение.
При достижении допустимой границы заполнения измерительный чувствительный элемент 2 погружается в сжиженный под давлением газ и из-за охлаждения меняет своё электрическое сопротивление.
Это изменение сопротивления влияет на изменение тока в цепи датчика граничных значений, которое через усилитель измерений приводит к мгновенному отключению и завершению процесса заполнения. Процесс заполнения можно контролировать дополнительно при помощи пеленговочного клапана. При помощи открываемого вручную газоотборного клапана 3 можно открыть или закрыть проток газа.
На проверочном присоединении 4 можно присоединить проверочный манометр , при помощи которого во время проверки ёмкости можно замерять давление.
Присоединённый манометр 5 показывает непрерывно давление в ёмкости. Рис. 5
На схемах 6 и 7 показан процесс заправки, уровень которого контролируется комбинированным клапаном FST. Присутствие человека не требуется. Это также важно в случае, если заправщик по какой то причине был отвлечен, то система автоматически прекращает процесс заправки.
Схема заправки рис. 8 отличается от ранее показанных схем тем, что отключение заправщика происходит дистанционно т.е. без присоединения кабеля к заправщику. Остальные функции клапана такие же как и у ранее упомянутых.
Дополнительные функции этого клапана позволяют достичь высокого уровня безопасности при заправке емкостей сжиженного газа. Один из примеров того, что может произойти из-за перелива емкости, это то, что сжиженный газ, который тяжелее воздуха и оседает в низких участках любой поверхности, а также может проникнуть в здания, если они окажутся ниже уровня самого газгольдера. При этом он зачастую остается не замеченым и не ощутимым. Как следствие этого может возникнуть взрыв или опасность удушья. Для устранения случившихся утечек требуется организация огромных мероприятий с возможной эвакуацией людей. Все эти мероприятия связаны с немалыми затратами. Переоснащение газгольдеров на новый клапан, а вместе с этим в случае необходимости и заправщик, напротив, не требует больших затрат. Благодаря одинаковым установочным размерам обоих клапанов фирмы GOK они могут быть взаимозаменяемыми. Установка клапана FST на стадии изготовления газгольдера, согласно технического задания заказщика является более рациональным действием, чем переоснащение уже действующего газгольдера. Нельзя забывать, что при монтаже или эксплуатации установок повышенной опасности приоритетным является использование качественного оборудования и, что более важно безопасность людей.
ООО «Альянс Нефтегаз Технолоджи» 450071, Россия, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Лесотехникума, 49. Тел./Факс: (347) 246-16-99, 246-23-57, 246-23-58. Web: www.angt.su E-mail: angt@angt.su |
GOK Regler- und Armaturen GmbH & Co. KG Obernbreiter StraBe 2-16 97340 Marktbreit Germany 117198, Москва, Ленинский просп., 113/1 Парк Плейс Е-1002 Tel.: (495) 662-34-65 Fax.: (495) 662-34-65 Web: www.gok-online.de E-mail: wollert-gok@gmx.de |