Череда драматичных событий, произошедших на объектах газифицированного жилищного фонда в минувшем году, побудила руководство страны создать «Межведомственную рабочую группу по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования» и обеспечить проведение целого ряда совещаний по данному вопросу на федеральном уровне с участием, в том числе, ОАО «Гипрониигаз».
В результате консолидированной работы органов власти, а также заинтересованных организаций 5 мая 2012 года был сформирован и утверждён «План мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования».
Проблема, на решение которой направлен «План мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования» (далее – План), обрела в настоящее время федеральное значение.
Одной из причин сложившейся ситуации с газоснабжением жилых зданий является отсутствие системности в решениях данной проблемы. В этой связи рассматривать стадии завершения мероприятий, предусмотренных Планом, необходимо в совокупности, как решение одной общей задачи.
В первую очередь, необходимо осветить состояние дел с реализацией едва ли не основного решения Плана мероприятий, предусмотренного его первым пунктом: разработка проекта постановления Правительства РФ «О безопасности домового газового оборудования» (далее – Проект постановления).
В настоящее время последняя редакция Проекта постановления прошла согласование в Правовом департаменте Правительства РФ.
В силу значимости и приоритетности указанного проекта документа следует уделить особое внимание его содержанию. В числе ключевых моментов проекта необходимо выделить следующее.
Во-первых, постановляющей частью Проекта постановления предусмотрено поручение Минрегиону России совместно с Минэнерго России утвердить «Инструкцию по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд граждан». Данная инструкция станет правопреемником «Правил пользования газом в быту», которые не перерабатывались с 1990 г. и, естественно, морально устарели.
Во-вторых, утверждение ФСТ России «Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». В настоящее время тарифы на услуги газораспределительных организаций (далее – ГРО) по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию, а цены на услуги по так называемой «прочей деятельности» остаются вне сферы государственного регулирования.
Некоторые из услуг ГРО по «прочей деятельности» также фактически носят монопольный характер (например, услуги по техническому обслуживанию газового оборудования жилых зданий, согласование проектов газификации, врезки в действующие газопроводы, первичный пуск газа, отключение и подключение газа и др.). В связи с этим в настоящее время систематически возникают разногласия ГРО с антимонопольными органами, прокуратурой, потребителями услуг по вопросам методической обоснованности цен на оказываемые услуги. На совещании у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака, состоявшемся 15 октября 2012 г., было одобрено предложение о том, чтобы ФСТ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ООО «Газпром межрегионгаз» разработала методические рекомендации по определению стоимости технического обслуживания ВДГО и ВКГО.
В-третьих, поручение, выданное Ростехнадзору, по утверждению «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Актуальность данного документа обусловлена тем, что с вступлением в силу правил, утверждаемых Проектом постановления, выполнение работ по техническому диагностированию оборудования будет носить обязательный характер.
Вместе с Проектом постановления разработаны «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее – Проект правил), которые должны установить порядок пользования газом в части эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – ВДГО и ВКГО, соответственно), в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, а также его существенные условия.
Проект правил с учётом законодательно закрепленного «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разделения ранее существовавшего понятия «ВДГО» предусматривает дифференциацию газового оборудования жилых зданий на:
- оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или в состав имущества собственника домовладения, – ВДГО;
- оборудование, входящее в состав имущества собственника помещения в многоквартирном доме, – ВКГО.
Следует отметить, что в домовладениях, газоснабжение которых осуществляется сжиженными углеводородными газами (далее – СУГ), ВДГО включает, в том числе резервуарные и (или) групповые баллонные установки СУГ, предназначенные для подачи газа только в данное домовладение.
Согласно Проекту правил к перечню работ, выполнение которых обеспечивает безопасное использование и содержание ВДГО и ВКГО, будут относиться:
- техническое обслуживание и ремонт;
- аварийно-диспетчерское обеспечение;
- техническое диагностирование;
- замена оборудования.
Техническое диагностирование планируется осуществлять в случае истечения нормативного срока эксплуатации, установленного изготовителем оборудования, или срока эксплуатации, установленного проектной организацией (для газопровода).
Результатом технического диагностирования может стать заключение, предусматривающее замену обследованного оборудования или продления срока его эксплуатации на период времени, по истечении которого требуется его замена.
Наряду с заключением организации, выполнившей работы по техническому диагностированию, основанием для замены ВДГО и (или) ВКГО может служить, в том числе, заявка потребителя газа, направленная в адрес ГРО, с которой заключён действующий договор о техническом обслуживании и ремонте такого оборудования. Таким образом, наличие указанного договора станет обязательным условием для выполнения работ по замене ВДГО и (или) ВКГО, а такие работы – фактически монопольным видом деятельности ГРО.
В связи с тем, что гибель людей при авариях на объектах ВДГО и ВКГО в подавляющем большинстве случаев связана с отравлением угарным газом по причине ненадлежащей работы систем вентиляции и (или) дымоудаления, проектом документа подробно рассмотрен вопрос проверки состояния, очистки и ремонта дымовых и вентиляционных каналов в газифицированных жилых зданиях. В частности, предусмотрена обязанность организаций по заключению договора на очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов, допущенных к выполнению таких работ и имеющих возможность их проведения.
Основное внимание в Проекте правил уделено порядку заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО.
Лицом, заключающим указанный договор может выступать:
1) в случаях, когда объектом договора является содержание ВДГО многоквартирного дома:
управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный
предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению (далее – товарищество или кооператив), а при непосредственном управлении
многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме – собственники таких помещений в порядке, установленном жилищным законодательством;
2) в случаях, когда объектом договора является содержание ВКГО многоквартирного дома:
собственники помещений в данном многоквартирном доме или при юридическом оформлении таких полномочий
– управляющая организация, товарищество или кооператив, лицо из числа собственников помещений в многоквартирном доме;
3) в случаях, когда объектом договора является содержание ВДГО домовладения:
собственники данного домовладения.
В качестве лиц, направляющих оферту, то есть заявку на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, могут выступать управляющая организация, товарищество или кооператив; собственники помещений; собственники домовладения; а также ГРО. При этом, Проектом правил предусмотрены обстоятельства, при условии возникновения которых, лица, получившие оферту, вправе отказаться от заключения договора без риска участия в судебных разбирательствах.
Основаниями для отказа ГРО, например, от заключения договора при газоснабжении жилого здания природным газом являются:
1) отсутствие подключения многоквартирного дома или домовладения к газораспределительной сети;2) отсутствие у ГРО обязанности по транспортировке газа до многоквартирного дома или домовладения, в котором расположено газовое оборудование.
Ожидается, что действующие в настоящее время «Минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния» (приложение 1 к «Порядку содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации», утверждённому приказом Минрегиона России от 26 июня 2009 г. No 239 и зарегистрированному в Минюсте России 17 сентября 2009 г. No 14788) будут отменены с выходом Проекта правил, который, в свою очередь, установит новую периодичность выполнения работ по содержанию газового оборудования жилых зданий и, соответственно, новые минимальные объёмы работ, включаемые в состав договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО.
В Проекте правил сохранено условие начала ремонтных работ ГРО в течение одних суток с момента обращение заказчика. При этом предусмотрена возможность подачи заявки на выполнение работ как по телефону, так и в электронной или письменной форме.
Оплата выполненных работ в зависимости от их вида будет допускаться следующими способами:
- ремонтные работы – единовременным платежом, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда были выполнены работы (если иной срок не предусмотрен договором);
- работы по техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО – в том числе в виде абонентской платы, в срок, оговоренный условиями договора.
В случаях, если работы по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО выполнены ГРО не в полном объёме или их качество не соответствуют требуемому уровню, заказчик будет вправе потребовать перерасчёта с последующим надлежащим выполнением данных работ.
Кроме перерасчёта возможно требование уплаты неустоек согласно действующему законодательству РФ, регламентирующему вопросы защиты прав потребителей. Однако, данный документ не устанавливает обязательности их выплаты исполнителем работ.
Кроме того, указанным документом планируется установить порядок приостановления в случаях создания угрозы возникновения аварии и последующего возобновления подачи газа. Отдельно рассмотрены случаи, при возникновении которых ГРО обязана незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления потребителя газа, а также случаи, когда ГРО вправе приостановить подачу газа и когда, при этом, должна предварительно уведомить о предстоящем отключении потребителей газа.
По стадии исполнения других решений, предусмотренных «Планом мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования», необходимо отметить следующее.
В настоящее время контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности эксплуатации газового оборудования жилых зданий не реализуются ни одним из государственных органов. И хотя за объекты газораспределения и газопотребления отвечают органы Ростехнадзора, обеспечение безопасной эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования не относится к их полномочиям.
Такое положение стало результатом государственной политики, проводившейся в стране в 1990 – 2000 гг. ГРО, которые долгие десятилетия были ответственными за выполнение работ по мониторингу состояния газовой инфраструктуры в жилых зданиях, были административно исключены из этой схемы. В соответствии с современным законодательством компетенция ГРО заканчивается при вводе газопровода в здание. В итоге настоящая ситуация усугубляется ещё и тем, что потребители газа, добросовестно исполняющие соответствующие нормы и правила, оказываются заложниками безответственности, а иногда и безалаберности своего соседа или управляющей организации.
Согласно второму и третьему пунктам Плана, требуется провести комплекс мероприятий по внесению в действующее законодательство изменений, направленных на установление нового порядка технического обслуживания и ремонта. Прежде всего, речь идет о наделении контрольных органов в лице Государственной жилищной инспекции и Ростехнадзора полномочиями по осуществлению методологического обеспечения, контроля и надзора за безопасностью эксплуатации ВДГО и ВКГО. По всей вероятности, эти обязанности будут распределены следующим образом: контроль за выполнением требований по использованию и содержанию газового оборудования жилых зданий будет возложен на Государственную жилищную инспекцию, а функции по обеспечению контроля за деятельностью ГРО, а также методологического сопровождения такой деятельности – на Ростехнадзор.
Пункт четыре Плана устанавливает необходимость включения в Кодекс РФ об административных правонарушениях статьи, предусматривающей установление ответственности за ненадлежащую эксплуатацию ВДГО.
В целях реализации данного мероприятия ОАО «Газпром газораспределение» совместно с ОАО «Гипрониигаз» и ООО «Газпром межрегионгаз» дано предложение Минрегиону России о внесении поправки в кодекс, предусматривающей наложение административного штрафа на физических и юридических лиц за нарушение порядка пользования и содержания ВДГО и ВКГО. Указанное предложение было направлено в Минрегион России в 2012 г. для его дальнейшего рассмотрения в Правительстве РФ.
В 2006 г. из розничной цены на газ были исключены затраты на обслуживание ВДГО и ВКГО, что означало для потребителей газа только одно: техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, а также аварийно-диспетчерское обеспечение выполняются в соответствии с заявками и за отдельную плату. Образовавшийся правовой вакуум не мог не привести к негативным последствиям в сфере эксплуатации ВДГО и ВКГО.
В этой связи в постановляющей части упомянутого выше Проекта постановления Правительства РФ, ФСТ России поручено в трёхмесячный срок представить в Правительство РФ проект акта о внесении изменений в «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», предусматривающего включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО и ВКГО в тариф ГРО на транспортировку газа. Решение о включении данного поручения в текст Проекта постановления было принято 15 октября на совещании в Правительстве РФ у Д.Н. Козака.
Контроль за хранением бытового газа в баллонах согласно Плану мероприятий должен быть установлен в результате разработки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении правил противопожарного режима Российской Федерации». В действительности же на момент выхода Плана, данные Правила уже были утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г., направленные, в том числе, на установление контроля за хранением бытового газа в баллонах.
Седьмой пункт Плана направлен на урегулирование ситуации, сложившейся с газовыми баллонами. Было предложено внести изменения в КоАП, которые позволили бы обеспечить жесткий контроль за продажей таких баллонов: осуществлять продажу только при предъявлении покупателем документа, удостоверяющего личность, а также сведений об объекте, использующем и (или) хранящем СУГ. Кроме того, предполагается установить ответственность за незаконное наполнение и реализацию баллонов, в том числе без документированного оформления.
В этой связи ОАО «Газпром газораспределение» совместно с ОАО «Гипрониигаз» и ООО «Газпром межрегионгаз» предложили, помимо КоАП, внести поправки в «Правила продажи отдельных видов товаров» и «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В пункте восемь Плана речь идёт о средствах контроля загазованности в многоквартирных и жилых домах, в том числе в жилых помещениях, общественных зданиях, в которых эксплуатируется газовое оборудование.
Если в подавляющем большинстве промышленно развитых стран, например в Германии, где действует норма EN 50194:2000 «Электрические приборы для детектирования газов в жилых помещениях. Способы проверки и требования к эксплуатационным свойствам», утверждены и получили повсеместное выполнение требования, направленные на предотвращение чрезмерного накопления взрывоопасных и отравляющих газов, то на территории России применение данных устройств в настоящее время остаётся приятным исключением в большинстве регионов.
В числе своеобразных «первопроходцев» по реализации данного направления можно выделить Санкт-Петербург, на территории которого действует целевая программа внедрения автоматизированной системы мониторинга окружающей среды в многоквартирных домах, и г. Тула, где в 2012 г. осуществлен пилотный проект «Оснащение многоквартирных домов стационарными бытовыми газоанализаторами», включающий в себя установку в подъездах, подвалах и квартирах систем контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа.
Особое негодование вызывает поведение проектных организаций, не всегда соблюдающих требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», согласно которым проектная документация должна предусматривать меры по предотвращению чрезмерного накопления взрывоопасных веществ в воздухе помещений, в том числе путем использования приборов газового контроля.
Учитывая вышеизложенное ОАО «Газпром газораспределение» совместно с ОАО «Гипрониигаз» и ООО «Газпром межрегионгаз» дано предложение о внесении поправки в СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», предусматривающей обязательность установки систем контроля загазованности в помещениях жилых и общественных зданий.
Указанное предложение было направлено в Минрегион России в 2012 г. для его дальнейшего рассмотрения в Правительстве РФ.
Следует отметить, что требования указанных выше свода правил и технического регламента в основном применимы к строительству жилых зданий на стадии проектирования. В этой связи Минрегиону России рекомендовано дать поручение органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить программы по оснащению сигнализаторами загазованности помещений существующего газифицированного жилищного фонда. В программах следует предусмотреть источники финансирования организационных и технических мероприятий (средства населения, инвесторов, в том числе поставщиков газа и газораспределительных организаций, средства бюджетов различных уровней), а также ответственность уполномоченных должностных лиц за их организацию.
Безусловно, данная мера крайне затратная. Однако, учитывая значительный эффект, достигаемый при максимальном охвате ВДГО и ВКГО средствами контроля загазованности, она будет чрезвычайно действенной, поможет избежать гибель сотен людей.
Во исполнение девятого пункта Плана мероприятий 12 октября 2012 г., предусматривающего внесение изменений в действующее законодательство РФ в целях оснащения специальных автомобилей аварийно-диспетчерских служб ГРО проблесковыми маячками синего цвета и специальными громко говорящими устройствами, ОАО «Газпром газораспределение» направило запрос в адрес Первого заместителя Министра внутренних дел РФ Александра Владимировича Горового.
В ответ на данный запрос МВД России высказана позиция о необходимости исключения данного пункта из настоящего Плана в связи с отсутствием, по их мнению, правовых оснований, о чём ими были своевременно проинформированы Правительство РФ и Минрегион России.
В настоящее время активно обсуждается вопрос, обозначенный в десятом пункте Плана: утверждение методических рекомендаций по разработке органами социальной защиты населения планов мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, недееспособных, ограниченно дееспособных, в том числе состоящих на психоневрологическом и наркологическом учете. Исполнителями там числятся органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органами исполнительной власти в настоящее время проводится работа по разработке таких документов. Так, например, в адрес ОАО «Гипрониигаз» уже поступили обращения из Правительства Хабаровского края и Саратовской области с просьбой дать рекомендации по исполнению настоящего пункта.
В ответ на указанное обращение, поскольку речь идет о людях с ограниченными возможностями, было рекомендовано:
- установить в помещениях с эксплуатируемыми газовыми проборами системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа;
- установить газовые плиты с газ-контролем;
- перевести на другие виды энергии, например, на использование электрических плит взамен газовых.
В числе прочего было предложено рассмотреть мероприятия по модернизации технической базы установленного у указанных лиц газового оборудования, с тем чтобы снизить риск аварий при эксплуатации ВДГО и ВКГО.
В целях исполнения последнего пункта Плана мероприятий (проведение информирования населения в области безопасного пользования газом в быту) ОАО «Гипрониигаз» было проинформировано Минрегион России о необходимости внесения в Правительство РФ предложения о включении в перечень исполнителей, ответственных за реализацию данного пункта Плана, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, которым является Минкомсвязи России.
В заключение необходимо отметить, что незначительная задержка в исполнении отдельных пунктов «Плана мероприятий по вопросу обеспечения максимальной безопасности эксплуатации ВДГО» свидетельствует о сложности предусмотренных им мер и ответственности, с которой подходит руководство страны совместно с заинтересованными организациями к их реализации. Безусловно, для системного решения комплекса задач в данной сфере на региональном уровне потребуется время, однако, только единая правовая система обслуживания газового оборудования жилых зданий с учетом воз- рождения системы контроля за безопасностью такого оборудования позволит обеспечить безопасные условия проживания населения в газифицированном жилищном фонде.
Заместитель генерального директора ОАО «Гипрониигаз» к.э.н. – М.С. Недлин,
начальник сектора НТР ВДГО НИЦ ОАО «Гипрониигаз» С.А. Курбатов,
заместитель директора НИЦ ОАО «Гипрониигаз» к.т.н. А.А. Федоров