Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Проблемы совершенствования нормативной базы для объектов, использующих СУГ

15 августа 2012 г.

Газификация в России традиционно базируется на двух основных видах газового топлива – природном газе и сжиженных углеводородных газах (СУГ). Весьма перспективным углеводородным топливом, как показывает мировой опыт в настоящее время, является сжиженный природный газ (СПГ), но Россия пока находится только на начальном этапе освоения технологий использования СПГ. Другие виды топливных газов (искусственные и биогаз) не получили в нашей стране широкого распространения по ряду объективных и субъективных причин.

По данным «Технического паспорта газового хозяйства Российской Федерации» уровень газификации жилого фонда СУГ составлял в целом 17,77%, из них в восьми регионах России СУГ являются единственным видом топлива, а в 13 регионах – преобладающим.

Около 50 млн. человек в 2011 году в 78 регионах России использовали СУГ для бытовых нужд, при этом на базе СУГ газифицировано около 13 млн. квартир (45% в городах и поселках городского типа, 55 % в сельской местности).

Автономное газоснабжение в России осуществляется от резервуарных установок с естественным и искусственным испарением и от баллонных установок – индивидуальных и групповых, выбор которых определяется требуемым расходом паровой фазы СУГ и, соответственно, испарительной способностью баллонной установки. Всего в России находятся в эксплуатации около 20 тыс. резервуарных и групповых баллонных установок, число индивидуальных баллонных установок точно не определялось.

Особенно целесообразным в последние годы стало его использование в качестве моторного топлива для автотранспорта, исходя из его экологических показателей, которые лучше по сравнению с дизельным топливом и значительно лучше по сравнению с бензином, а также по запасу хода по сравнению природным (компримированным) газом. Кроме этого, нормативно-правовая база Российской Федерации в настоящее время в целом представляет собой сбалансированную систему документов, которые состоят из трех уровней:

1 уровень – Технические регламенты (ТР), разработанные и принятые в соответствии с порядком, установленным статьей 9 Федерального закона «О техническом регулировании»;

2 уровень – Национальные стандарты (НС) и своды правил (СП), разработанные и утвержденные в соответствии с правилами, установленными статьей 16 Федерального закона «О техническом регулировании»;

3 уровень – стандарты организаций (СТО), разработанные и утвержденные в соответствии с правилами, установленными статьей 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

Документы первого и второго уровней относятся к документам федерального (государственного) значения, действие их требований распространяется на всю территорию России и на все организации в независимости от формы их собственности.

Требования документов третьего уровня не могут противоречить требованиям нормативных документов первого и второго уровней или быть более либеральными. Они могут конкретизировать требования документов первого и второго уровней, устанавливая функциональные и конструктивные особенности продукции, порядок выполнения процессов, операций и т.д. СТО могут и должны стать основными нормативными документами для саморегулирующих организаций, которые с 1 января 2010 года стали главными структурами, регулирующими строительную деятельность.

Основными нормативными документами для проектирования, строительства и эксплуатации объектов СУГ являются СНиП 42-01-2002, СП 42-101-2003, СП 42-102-2004, СП 42-103-2003, СП 62.13330.2011, ПБ 12-609-03, ПБ 03-576-03, ПБ 12-527-03, НПБ 111-98*, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СТО Газпром газораспределение 7.1-2011 «Проектирование, строительство и эксплуатация объектов сжиженных углеводородных газов. Системы газораспределения. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», ОСТ 153-39.3-052-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», ОСТ 153-39.3-053-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Примерные формы эксплуатационной документации», ФЗ-123 и сопутствующие ему 12 СП по пожарной безопасности», СП «Обеспечение террористической защищенности зданий и сооружений».

Сегодня разработка нормативной документации зачастую ведется без согласования с заинтересованными организациями, поэтому требования, приведенные в разных документах, исключают друг друга, например, требования о разработке специальных технических условиях.

Согласно документам Минрегионразвития (ФЗ№ 384 «О безопасности зданий и сооружений») и п.5 раздела 1«Общие положения» Постановления Правительства №87 при отступлении от нормативных требований разрабатываются специальные технические условия, которые должны быть согласованы в установленном порядке, а в соответствии со статьей 78 Раздела III ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СТУ разрабатываются только при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности на проектируемый объект.

Возникают вопросы и по выполнению требований о необходимости определения риска.

Несмотря на то, что п. 1.2 ст. 14 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», табл. 1 ГОСТ 12.3.047 и п. 2.1.15 ПБ 12-609-03 определение уровня индивидуального риска требуется только для объектов, на которых содержатся 200 т и более СУГ, многие надзорные органы требуют его определять и для других объектов, в том числе АГЗС, ссылаясь на ФЗ-123, исходя из чего возникают проблемы при размещении объекта на площадке: при определении риска допустимые расстояния от объектов СУГ до соседних объектов могут оказаться больше нормативных, что приводит к противоречиям с экспертными организациями и в некоторых случаях к переработке проекта.

Для объектов СУГ во всех нормативных документах нечетко решены вопросы пожаротушения.

Так, в проектах ГНС экспертные организации и местные органы пожнадзора требуют выполнение требований ГОСТ 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов», который может не распространяться на ГНС, ГНП, АГЗС, которые не являются объектами химической и нефтеперерабатывающей промышленности, т.к. на них отсутствуют технологические процессы, однако приходится выполнят требования данного ГОСТ по требованиям экспертных и надзорных органов, которые по ряду пунктов противоречат СНиП 42-01-2002.

В СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» отсутствуют специфические требования для объектов СУГ, которые содержатся в СНиП 42-01-2002 п. 9.4.11  9.4.16, что приводит к серьезным разногласиям с государственной экспертизой при экспертизе проектной документации.

Имеется противоречие НПБ 111-98* со СНиП2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», где приоритетным является пожаротушение из водопровода, а в НПБ 111-98*-из резервуаров и водоемов.

Кроме того, отсутствуют требования по разработке проектной документации по проведению консервации и ликвидации объектов СУГ.

Разночтения присутствуют и в вопросах применения полиэтиленовых труб на объектах СУГ. Так, п. 5.2.4 СНиП разрешается их применение для газопроводов паровой фазы независимо от давления, п. 2.2.5 ПБ 12-609-03– только для паровой фазы низкого давления, п. 9.45 СП 42-101-2003 запрещается применение этих труб, как для жидкой, так и паровой фаз СУГ.

ГОСТ на полиэтиленовые трубы предусматривает их применение только для природного газа. В настоящее время за рубежом появились трубы, которые применяют даже для жидкой фазы СУГ высокого давления. Институт «Гипрониигаз» предполагает проведение испытаний этих труб для условий России, с тем, чтобы их можно было применять на АГЗС.

Серьезная проблема возникает при применении технических устройств. В районах с сейсмичностью 7 баллов и выше, учитывая, что в разрешениях Ростехнадзора и эксплуатационной документации не указывается, что их можно применять в данных районах. Так, в Туапсе 10 лет назад Ростехнадзор прекратил эксплуатацию резервуарных установок, пока не были проведены расчеты резервуаров на сейсмические нагрузки.

Не менее сложная обстановка с проектированием и строительством АГЗС, несмотря на то, что прошло уже более 10 лет со дня введения НПБ 111-98* (2001 год).

СНиП 42-01-2002 не распространяется на АГЗС, однако им приходится пользоваться при решении вопросов газобезопасности, СП 42-101-2003 используется в части применения труб, вопросы проектирования зданий и сооружений на АГЗС (требования к строительным конструкциям в зависимости от климатических и грунтовых условий, глубина заложения подземных и высота прокладки надземных газопроводов, мероприятия по уменьшению негативных свойств грунтов, нормы по испытаниям газопроводов, контролю сварных соединений и т.д.) в НПБ 111-98* отсутствуют, как отсутствуют и требования по проектированию систем отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации. Требования к конструкциям двустенных резервуаров и трубопроводов, применяемых на АГЗС, отсутствуют вообще, как отсутствуют требования по техническому освидетельствованию двустенных резервуаров, так как в ПБ 03-576-03 этот вопрос не рассмотрен.

В последние годы обозначилась проблема с использованием баллонов СУГ. Участившиеся взрывы баллонов (15 взрывов только за первые два месяца этого года) заставили заниматься этой проблемой Правительство России. В мае 2012 года был принят план мероприятий по безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, в соответствии с которым принято решение о разработке нормативных документов, в которых должны быть решены следующие вопросы:

  • установление контроля за хранением газа в баллонах;
  • ответственность за незаконное наполнение и реализацию баллонов с бытовым газом без обеспечения уровня их наполнения;
  • ответственность за незаконное обращение баллонов с бытовым газом без документального оформления.

В настоящее время в рамках деятельности ТК23 Росстандарта ОАО «Гипрониигаз» разработан проект ГОСТ Р «Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», который находится на утверждении и должен вступить в силу с 01.01.2013 г.

Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что для объектов СУГ разработано немалое количество нормативных документов, которые частично дополняют друг друга, но во многом друг другу противоречат.

Жизненно необходимой, по нашему мнению, является разработка технического регламента «Требования к безопасности объектов, использующих СУГ», в котором можно было решить проблемы нестыковки нормативных документов МЧС России, Минрегионразвития и Ростехнадзора, а также разработка СП по проектированию, консервации и ликвидации различных объектов СУГ. Возможно, эти документы следует разрабатывать уже в рамках Таможенного союза или ЕврАзЭС.

Недлин М.С., к.э.н.,
заместитель генерального директора
по технической политике
и стратегическому развитию
ОАО «Гипрониигаз»
Гордеева Р.П., консультант
по проектированию, строительству
и эксплуатации объектов СУГ
ОАО «Гипрониигаз»


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить