Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, разработанный ОАО «Гипрониигаз» по заказу Минэнерго России, был официально опубликован 8 ноября 2010 г. и в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ №870 (в дальнейшем ТР ПП РФ №870) вступил в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования.
В соответствии с п.3 того же Постановления было издано Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. №1005-р «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия». Согласно ст.16.1 Федерального закона «О техническом регулировании» был издан Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 октября 2011 г. №5214 об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Таким образом, все необходимые формальности, предусмотренные законодательством, были соблюдены. Следует отметить, что несмотря на то, что ТР ПП РФ №870 разрабатывался в период с 2005 по 2010 гг., его идеология в значительной степени совпадает с недавно принятой «Концепцией совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности на период до 2020 г.».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №870 функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением большинства требований, установленных техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В самом тексте технического регламента (п. 100) определены, как сами органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента (федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора), так и объем контролируемых ими требований (п.101).
Следует отметить, что органы Ростехнадзора фактически осуществляют контроль и надзор на всех этапах жизненного цикла сетей газораспределения и газопотребления за исключением этапа их проектирования, поскольку при проектировании оценка соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технического регламента осуществляется в форме государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Ростехнадзор фактически является единственным федеральным органом исполнительной власти, который должен и имеет право толковать требования ТР ПП РФ №870, а также выходить с инициативами о его изменении и о приведении других документов в соответствие его требованиям.
Если в различных действующих нормативных правовых актах или других документах содержатся требования к одним и тем же объектам, то к исполнению должны приниматься требования документа, находящегося выше по иерархической лестнице.
Существуют определенные разночтения между ТР ПП РФ №870 с одной стороны, и ГК и ПП РФ №54 от 1 февраля 2006 г. «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» с другой стороны, в части осуществления государственного строительного надзора и приемки сетей в эксплуатацию. Пока эти противоречия толкуются в пользу Градостроительного кодекса, в ходе правоприменительной практики процедуры могут быть уточнены. СП 62.13330.2010 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция» является сегодня одним из самыx легитимных документов, поскольку включен в перечни документов, обеспечивающих соблюдение требований не только ТР ПП РФ №870, но и №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являющегося основополагающим нормативным правовым актом по безопасности строительства.
Подготовка ТР ПП РФ №870 проводилась в рамках реализации первой Правительственной программы разработки технических регламентов в соответствии с требованиями №184-ФЗ и №384-ФЗ, а также, безусловно, с учетом требований №116-ФЗ. На них и базируется технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Кроме того, учитывались требования ряда других законодательных актов, в частности №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На сегодняшний день в России технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления - единственный технический регламент, определяющий обязательные требования к вполне конкретным объектам, являющимися с одной стороны зданиями и сооружениями, а с другой стороны опасными производственными объектами. Причем эти требования отражают весь жизненный цикл сетей газораспределения и газопотребления: от их проектирования до ликвидации. Нынешняя ситуация уникальна тем, что не только дает возможность на законных основаниях привести всю нормативную базу газораспределения и газопотребления в соответствие требованиям нормативного правового акта высшего уровня, гармонизировать ее структуру и состав, но и обязывает нас сделать это.
Немного о текущем состоянии нормативной базы проектирования и строительства сетей газораспределения и газопотребления (рис.1).
СНиП 42-01 актуализировался в рамках реализации №384-ФЗ, т.к. вошел в перечень документов, применяемых на обязательной основе для соблюдения требований №384-ФЗ (распоряжение Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010 г.). В актуализированном СНиП 42-01 имеется ссылка на соответствие требованиям ТР ПП РФ №870. Сегодня в вопросах применения СП 62.13330.2010 в качестве актуализированного СНиП 42-01 имеется проблема, связанная с тем, что до сих пор не внесены необходимые изменения в Распоряжение №1047-р. Эта недоработка Минрегиона РФ (как и отсутствие в приказе об утверждении СП 62.13330.2010 пункта об отмене СНиП 42-01) иногда создает неопределенность как для проектировщиков, так и для экспертов.
Налаживается активное взаимодействие по вопросу актуализации нормативных документов по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления между ОАО «Газпром газораспределение» и Ростехнадзором. ОАО «Газпром газораспределение» положительно отозвалось на предложение Ростехнадзора поддержать финансирование разработок нормативных документов, обеспечивающих выполнение требований ТР ПП РФ №870. Непосредственное финансирование работ осуществляет НП СРО «Газораспределительная система. Проектирование». Это исключительно позитивный пример европейского подхода к нормотворчеству, когда некоммерческое объединение профессионалов инвестирует средства в разработку государственных нормативных документов.
Сегодня можно предложить довольно простую и понятную структуру нормативной базы газораспределения и газопотребления с разделением ведомственной компетенции (рис.2).
Если будут приняты правительственные решения о статусе и особенностях такой разновидности нормативного правового акта, как федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, что предусмотрено новой редакцией п.1 ст.3 №116-ФЗ, возможно будет часть СП Ростехнадзора переформатировать в федеральные нормы и правила. Хотя и сегодня в соответствии с законодательством о техническом регулировании и положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору статус СП Ростехнадзора очень высок и вполне достаточен для эффективного осуществления функций по государственному надзору.
Консолидация кадровых и организационных ресурсов бизнес-сообщества сферы газораспределения и газопотребления, налаживание конструктивного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти позволит минимизировать риски, неизбежные при любом реформировании нормативной базы, эффективно модернизировать отрасль при обеспечении высокого уровня безопасности.
Заместитель генерального директора
ОАО «Гипрониигаз»,
к.э.н. М.С. Недлин