Ассоциация газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока

«Сибдальвостокгаз»

630055, г. Новосибирск
ул. Шатурская, 8, пом. 92
Тел.: (383) 363-61-04
E-mail: info@sibgazovik.ru
Главная Ассоциация Члены Ассоциации Новости и события Газификация Журнал Контакты
Мы в социальных сетях
Новое на сайте
Документы:
Статьи:
Ответы на вопросы:
Новые члены ассоциации
Поздравления

Кризис безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования. Пути и меры его преодоления

28 февраля 2012 г.

На заседании президиума Правительства РФ В.А. Зубков отметил: «...более 30 % газовых плит, водогрейного и другого оборудования у нас используются свыше 40 лет…». По словам В.А. Зубкова, даже неглубокий анализ сложившейся в настоящее время ситуации по вопросам газоснабжения жилых зданий выявил проблемы, решение которых необходимо осуществить в кратчайшие сроки.

«…Очевидно, что действующие в настоящие время рекомендательные нормы по обеспечению безопасности работы бытовой газовой инфраструктуры требуют серьезной корректировки…», «…рванет в любой момент…», - таков вердикт Виктора Алексеевича Зубкова, первого заместителя Председателя Правительства РФ, по поводу безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО). Разумеется, что подобную реакцию столь высокого должностного лица могли спровоцировать только крайне трагичные события. И, к сожалению, это так: по данным МЧС России за последние три месяца в результате 22 чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием газа в быту, погиб 31 человек, более 160 являются пострадавшими.

Апогеем череды драматичных событий на объектах газопотребления жилищного фонда стал инцидент в гор. Астрахани, произошедший 27 февраля текущего года. В результате взрыва газа в одной из квартир девятиэтажного многоквартирного дома обрушился целый подъезд. Число погибших составило 10 человек, еще 12 получили травмы.

Данная трагедия вызвала широкий резонанс у общественности. Реакция руководства страны также не заставила себя долго ждать: вскоре после произошедших событий премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин инициировал создание правовой комиссии по устранению проблем, связанных с данной аварией.

В свою очередь, на уровне Правительства РФ и Минрегиона России В.А. Зубковым и А.А. Поповым (заместителем Министра регионального развития РФ – руководителем межведомственной рабочей группы по проблемам ВДГО) под эгидой обеспечения максимальной безопасности эксплуатации ВДГО проведен ряд совещаний при участии заинтересованных министерств и организаций, в том числе ОАО «Гипрониигаз». Целью проведенных совещаний было формирование и согласование предложений по обеспечению максимальной безопасности эксплуатации ВДГО. Указанная работа включала в себя три этапа.

На первом этапе при участии специалистов ОАО «Гипрониигаз» был проведен соответствующий анализ нормативной, правовой и технической баз. Анализу подверглись все основные нормативные документы, регулирующие вопросы поставки газа населению, нормирования потребления газа населением, а также строительства, реконструкции и эксплуатации ВДГО. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что решение проблем безопасной эксплуатации ВДГО находится в существующем правовом поле. Между тем, необходимо признать, что нормативная документация по вопросам ВДГО не пересматривалась длительное время и по части вопросов устарела, а эксплуатационная документация предприятий-изготовителей газового оборудования затрагивает лишь вопросы его работоспособности.

Известно, чтобы победить болезнь, нужно знать ее причины. В этой связи на втором этапе были проанализированы причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием газа в быту. Указанный анализ позволил сделать вывод, что в настоящее время основными причинами возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев с использованием газа в быту являются:

  • неудовлетворительное техническое состояние ВДГО (в общей сложности по стране потребителями газа эксплуатируется более 30 % газового оборудования жилых зданий с истекшим сроком службы);
  • отсутствие полноценного государственного надзора за безопасной эксплуатацией ВДГО (функции органов государственной жилищной инспекции ограничиваются контролем технического состояния инженерного оборудования жилых зданий и не включают контрольные функции в области безопасной эксплуатации ВДГО);
  • пробелы законодательства в части реализации поставщиком газа механизма приостановления подачи газа абонентам при потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на объектах ВДГО;
  • отсутствие оснащения большинства существующих объектов ВДГО современными средствами безопасности;
  • отсутствие требований к покупателям сжиженного газа в баллонах; наличие большого количества нелегальных пунктов заправки баллонов сжиженными газами; отсутствие в большинстве случаев контроля наполнения баллонов сжиженными газами.

Кроме того, настоящая ситуация усугубляется стремительно растущей безответственностью населения в вопросах использования газа и эксплуатации газового оборудования, что является объективным результатом той политики, которая проводилась в области ВДГО за последние 20 лет, а именно её отсутствия.

В связи с вышесказанным, существует проблема приостановления поставки газа так называемым «неблагонадежным» потребителям, которые всегда найдут способ вмешательства в конструкцию газового оборудования и, таким образом, спровоцировать возникновение аварийной ситуации.

В этой связи, предоставленное «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утв. постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 г.) право поставщика газа приостанавливать исполнение обязательств по поставке газа потребителям (абонентам), к сожалению, для многоквартирных домов не имеет эффективных механизмов технической реализации, полностью исключающих риски несанкционированного отбора газа.

Проблема заключается в том, что размещение газового оборудования в многоквартирных домах России предусматривает вертикальное расположение стояков, горизонтальных ответвлений от стояков к газоиспользующему оборудованию и отключающих устройств на данных ответвлениях непосредственно внутри газифицированных помещений. При применении любого технического способа приостановления подачи газа отдельному потребителю газ продолжает транзитом поставляться другим потребителям многоквартирного дома по газовому стояку, проходящему через его квартиру.

Единственным выходом при отключении от газоснабжения «неблагонадежных» потребителей является полный вынос всех внутренних газопроводов за пределы занимаемых ими квартир.

Применение любого из существующих технических способов приостановления подачи газа может быть эффективным и безопасным только при обеспечении существенной и неотвратимой ответственности отключаемого потребителя за попытки несанкционированного отбора газа, что на сегодняшний день в нашей стране законодательно не обеспечено.

Безусловно, особое внимание следует уделить проблеме применения баллонов с сжиженными газами. Чрезвычайные ситуации на объектах, использующих сжиженные газы в качестве топлива, также стали частым явлением на территории РФ. Последними наиболее трагичными примерами являются случаи взрывов таких баллонов в ресторанах городов Москва, Волгоград и Санкт-Петербург, произошедшие 09.01.2012 г., 14.02.2012 г. и 02.03.2012 г. соответственно.

Основные проблемы применения баллонов с сжиженными газами обусловлены техническими и юридическими причинами:

  • технической причиной взрыва баллона является отсутствие контроля наполнения баллона и, как следствие, его переполнение сжиженными газами;
  • юридической стороной рассматриваемого вопроса является фактическое наличие большого количества нелегальных пунктов заправки баллонов сжиженными газами. Кроме того, к покупателям баллонов с сжиженными газами не предъявляются никакие требования (сведения о месте, условиях хранения и эксплуатации баллонов, сведения о самом покупателе и др.).
  • На третьем этапе было формирование и обсуждение непосредственно самих предложений по вопросам обеспечения максимальной безопасности эксплуатации ВДГО, сделанных большей частью специалистами ОАО «Гипрониигаз» на первом и втором этапах.

Итогом проведенных совещаний стал проект Плана мероприятий по обеспечению максимальной безопасности эксплуатации ВДГО на 2012 г., который был представлен на утверждение в Правительство РФ В.А. Зубкову.

Если обобщить все предложения указанного Плана, то в числе основных можно отметить следующие.

  1. Разработать проект постановления Правительства РФ «О безопасности домового газового оборудования», которым, в том числе будут регулироваться вопросы:
    • определения понятия ВДГО;
    • установления статуса ВДГО как объекта повышенной опасности;
    • установления ответственности собственника ВДГО за ненадлежащую эксплуатацию такого оборудования;
    • обеспечения доступа к ВДГО;
    • установления обязательности оснащения средствами контроля за загазованностью помещений жилых и общественных зданий;
    • установления нормативных требований к применению газоиспользующего оборудования в части его оснащения автоматикой безопасности, обеспечивающей прекращение подачи газа в аварийных ситуациях;
    • лицензирования деятельности специализированных организаций, допущенных к деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению;
    • установления ответственности за незаконное наполнение и реализацию бытового газа в баллонах без обеспечения контроля их наполнения, а также за незаконное обращение бытового газа в баллонах без документированного оформления.
  2. Возложить контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности эксплуатации ВДГО на органы государственной жилищной инспекции, преобразовав ее в вертикально интегрированную структуру с созданием служб газового надзора (с выделением соответствующих финансовых и кадровых ресурсов).
  3. Установить процедуру аттестации персонала специализированных организаций, допущенных к деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению, по вопросам безопасности ВДГО по аналогии с аттестацией персонала в области промышленной безопасности.
  4. Включить в тариф ГРО на транспортировку газа стоимость аварийно-диспетчерского обеспечения ВДГО.
  5. Разработать методику расчета стоимости технического обслуживания ВДГО.
  6. Провести техническую инвентаризацию ВДГО с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и специализированных организаций, допущенных к деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению.
  7. Предусмотреть требования к поставщику газа по обязательному приостановлению подачи газа абоненту при отсутствии у последнего договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а также при эксплуатации абонентом газоиспользующего оборудования, не отвечающего установленным нормативным требованиям.
  8. Оснащение специальных автомобилей аварийно-диспетчерских служб специализированных организаций проблесковыми маячками синего цвета и специальными громко говорящими устройствами.
  9. Проведение информирования населения в области безопасного пользования газом в быту через средства массовой информации, в том числе на государственных каналах центрального телевидения, официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет.

Реализация указанного Плана требует серьезной модернизации существующей нормативной правовой базы и включает разработку отдельных документов, в том числе постановлений Правительства, а также подзаконных актов на уровне федеральных органов исполнительной власти.

В заключение важно отметить, что на фоне последних драматичных событий проблема безопасной эксплуатации ВДГО весьма и весьма актуальна. Череда взрывов газа в жилых зданиях, ознаменовавшая начало 2012 г., является свидетельством того, что проблема безопасного пользования газом в быту имеет системный характер. В этой связи руководством страны инициировано совершенствование законодательства по данному вопросу, которое сейчас идет полным ходом. Как было отмечено выше, подготовленный проект Плана мероприятий по обеспечению максимальной безопасности экс- плуатации ВДГО находятся на утверждении у В. А. Зубкова. Какие из предложений данного Плана будут иметь место в обновленном законодательстве - покажет время. Но уже сейчас с уверенностью можно утверждать, что бытовая газовая инфраструктура нуждается в скорейшем обновлении - как в физическом, так и в нормативном.

Заместитель генерального директора ОАО «Гипрониигаз»,
канд. эконом .наук. М.С. Недлин
Начальник сектора НИЦ ОАО «Гипрониигаз»,
канд. техн. наук А.Л. Федоров


Если вы связаны с газовой отраслью, вы можете стать членом Ассоциации.

Вместе мы способны на большее!


Трубопроводная арматура

«ЭМИС»


Оборудование «ЭМИС»

«ЭМИС»


Гимн Ассоциации «Сибдальвостокгаз»

Формат mp3 (2Мб)
Загрузить