Государственное регулирование цен на сжиженный газ для бытовых нужд населения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года №69-ФЗ, а также постановлениями Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года №239 и «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» от 5 апреля 1995 года №332. Кроме того, в целях надежного и бесперебойного обеспечения населения сжиженным газом для бытовых нужд; создания механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения; создания экономических условий, стимулирующих производство сжиженного газа и наполнение внутреннего рынка сжиженного газа, распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 года №908-р была утверждена «Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд».
До середины 2004 года полномочия по государственному регулированию цен на сжиженный газ для бытовых нужд были закреплены за Минэкономразвития России, которое, действуя в рамках делегированных ему полномочий, своим приказом от 13 июня 2001 года №172 утвердило положение «О регулировании оптовых цен на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающими заводами для дальнейшей переработки, и сжиженный газ для бытовых нужд». Кроме того, Минэкономразвития России приказом от 15 ноября 2002 года №374 установило размер оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд на уровне 350 руб./т (без НДС).
В середине 2004 года полномочия по государственному регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд были переданы ФСТ России. С момента получения полномочий по государствен- ному регулированию цен на сжиженный газ для бытовых нужд ФСТ России последовательно приняла Методические указания по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд (приказ ФСТ России от 28 ноября 2006 года №312-э/8) и Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (приказ ФСТ России от 15 июня 2007 года №129-э/2), постаравшись обобщить и систематизировать имеющийся опыт регулирования.
Кроме того, руководствуясь положениями Концепции, предусматривающей поэтапное доведение регулируемых государством оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд до уровня цен, складывающихся на нерегулируемом рынке, ФСТ России начала планомерный пересмотр уровня оптовых цен, установив:
- с 1 октября 2006 года оптовую цену в размере 2700 руб./т (без НДС);
- с 1 января 2007 года оптовую цену в размере 3500 руб./т (без НДС).
Приказом ФСТ России от 2 августа 2007 года №168-э/3 утверждена и введена в действие с января 2008 года оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд в размере 4500 руб./т (без НДС). При этом, по оценкам ФСТ России, изменения розничных цен на сжиженный газ в среднем по Российской Федерации, в результате увеличения оптовой цены, не превысит 11-12%, что не превышает предельные индексы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, принятый Правительством РФ, предусматривает в течение трехлетнего периода поэтапное выведение уровня регулируемых оптовых цен на сжиженный газ, используемый населением для бытовых нужд, на уровень рыночных цен с последующей либерализацией данного сектора.
В настоящее время нерегулируемые оптовые цены на сжиженный газ существенно превышают регулируемые и колеблются в пределах 7-14 тыс. руб./т. Такая ситуация не позволяет говорить о немедленной либерализации данного сектора газового рынка. Установление оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд на уровне 4500 руб./т, таким образом, можно рассматривать в качестве еще одного этапа на пути к либерализации цен на сжиженный газ для бытовых нужд.
Заместитель начальника Управления
регулирования газовой и нефтяной отпрасли
федеральной службы по тарифам
Александр Гладков