Проблем у газораспределительных организаций много: неполное возмещение расходов за счет тарифов, высокий уровень износа оборудования и низкий уровень рентабельности, не позволяющий проводить техническое перевооружение хозяйств на должном уровне, низкая оплата труда и высокая текучесть кадров, превышение экономически обоснованных расходов над предельным уровнем роста розничных тарифов. Это далеко не весь перечень общих проблем.
Особенно хотелось бы обратить внимание на значительный рост оптовых цен на сжиженный газ в последние годы. В Концепции по реформированию рынка СУГ отмечалось, что поэтапный подъем оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд необходим для выравнивания уровня доходности от продажи газа на внешнем и внутренних рынках и для сближения уровня цен на оптовый газ, реализуемый для бытовых нужд, и газ, реализуемый по свободным ценам. Как показывает практика текущего года, рост оптовых цен на бытовой газ не только не сдерживает рост свободных цен на сжиженный газ, а даже на определенном этапе спровоцировал их скачок. Так, в начале 2007 года СУГ по свободной цене можно было приобрести за 5400 руб./т (без учета доставки), это значительно ниже цен на внешнем рынке и достаточно близко к ценам бытового газа (3500*1,18=4130 руб./т). В сентябре 2007 года коммерческие структуры предлагали поставки СУГ по цене более 15 тыс. руб./т. Это уже выше цены на газ на внешнем рынке и в несколько раз превышает оптовые цены на бытовой газ. Можно сделать вывод, что с поднятием оптовых цен на сжиженный бытовой газ сближение уровня цен коммерческого и бытового газа не достигнуто. И отмена балансового задания в настоящее время будет просто пагубна для населения.
Существенное повышение оптовых цен в свою очередь ведет к росту затрат и, как следствие, к росту розничных тарифов. По нашим расчетам, повышение оптовой цены СУГ с января 2008 года до 4500 руб./т (без учета НДС) приведет к росту розничного тарифа, как минимум, на 12%. При этом надо отметить, что предельный уровень повышения тарифов на коммунальные услуги по Алтайскому краю установлен Правительством РФ в размере 15%. Даже если планируемый рост инфляции составит всего 6%, общий рост розничного тарифа превысит его предельный уровень. Это без учета роста расходов на оплату труда. В настоящее время при начислении заработной платы мы пользуемся тарифными ставками, установленными еще два года назад (ЧТС 1 разряда 1860 руб.), и средняя заработная плата по обществу за первое полугодие 2007 года составила 5783 руб. в месяц. При таком уровне оплаты труда неудивительна высокая текучесть кадров.
Кроме того, при изменении оптовых цен в течение года у ГРО возникают проблемы по пересмотру розничного тарифа. В связи с этим нами было предложено на федеральном уровне пересмотреть розничные тарифы. Другими словами, мы предлагаем Федеральному агентству по тарифам дать определение понятию «эксплуатационные расходы», которые бы рассчитывались на период регулирования в расчете на тонну реализуемого газа. При пересмотре оптовых цен на газ в течение периода регулирования не запрашивать от газораспределительных организаций дополнительных расчетов. Обязать органы ценообразования по заявлению газораспределительной организации в течение месяца пересматривать розничный тариф для населения, изменяя при этом только статью «оплата за газ», а эксплуатационные расходы оставлять на уровне, утвержденном ранее для данного периода регулирования. Отразить эту обязанность и сроки ее исполнения в нормативном акте.
Наряду с этим у каждой распределительной организации есть свои специфические проблемы. Для ОАО «Алтайкрайгазсервис» - это установление нормативов потребления сжиженного газа. На протяжении всего 2007 года общество вынуждено в судебном порядке отменять нормативы потребления, установленные уполномоченными органами субъекта Федерации, как противоречащие законодательству и ущемляющие интересы населения, пользующегося сжиженным газом. Арбитражным судом Алтайского края решения по установлению нормативов уже дважды отменялись, правильность принятых решений подтверждалась кассационным судом, но, тем не менее, вновь принимаемые решения по установлению нормативов потребления не учитывают физикохимических свойств СУГ и фактически сложившегося на протяжении последних лет уровня потребления.
Заместитель генерального директора
по экономике ОАО «Алтайкрайгазсервис»
Ольга Каменская