На вопросы отвечает начальник управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Ростехнадзора Г. М. Селезнев.
Вопрос
Прошу разъяснить правомерность действий Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта по выполнению своих функций на опасных производственных объектах (ОПО), связанных с транспортированием опасных веществ, подконтрольных Ростехнадзору. Наша организация зарегистрировала в Государственном реестре Российской Федерации опасные производственные объекты – «Станцигазонаполнительная», «Участок транспортирования опасных веществ», «Станция газозаправочная (автомобильная) № 1, 2, 3» от 18.01.06 года А68-00237, в соответствии с п. 17 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в Государственном реестре, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.06 года № 389 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.06.02 года № 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов…», получила лицензию на «Эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов» № ЭВ-68-000195 (Ж), срок действия которой с 26.12.05 г. по 26.12.10 г. Организован и осуществляется производственный контроль на ОПО, проведена аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, в том числе по основным требованиям обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ на ОПО по типовой программе курса: «Промышленная безопасность», утвержденного постановлением Госгортехнадзора от 05.07.02 года № 42. Выполняются и другие требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ в части проведения экспертизы промышленной безопасности, диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, связанных с транспортированием опасных веществ, страхованием ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО, готовностью к действиям по локализации и ликвидации последних аварий. Государственные инспектора Ростехнадзо- ра проводят у нас обследования железнодорожных путей необщего пользования, находящихся в границах ОПО, погрузочно-разгрузочной деятельности, которая входит в технологический процесс нашего производства, и решают другие вопросы в области промышленной безопасности.Вместе с тем Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта проверяет те же вопросы. Происходит дублирование функций различных федеральных органов исполнительной власти. Нарушается Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 года № 134-ФЗ.
Прошу Вас, во избежание конфликтных ситуаций между нашей организацией, МТУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу и Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, дать письменное разъяснение.
директор ООО «Промгаз»
А. Ю. Борискин
Ответ
Надзор в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО), должным образом идентифицированные и зарегистрированные в Государственном реестре опасных производственных объектов, имеющих соответствующие лицензии органов Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО и выполняющих иные требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 года №116-ФЗ, осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами (как органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности).Это определено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 года № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.05 года № 303, которым утверждено Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. Пунктом 17 данного Положения Ростехнадзору предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО химического профиля, а также при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих объектах, и транспортировании опасных химических веществ на производственных объектах.
Статьей 5 Федерального закона «О промышлен- ной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 года № 116-ФЗ установлено, что иные федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, то есть с Ростехнадзором.
Обязанности организаций, эксплуатирующих ОПО, установлены в том числе требованиями статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ.
Действующим законодательством, включая Федеральный закон «О защите прав юридический лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 года №134-ФЗ, дублирование функций не только не предусматривается, но и исключается. Таким образом, если организация, эксплуатирующая ОПО, в полной мере исполняет установленные требования и процедуры в области промышленной безопасности, то это для нее является достаточным условием для исполнения функций и деятельности в области промышленной безопасности ОПО.
Полагаем при этом, что если отдельные представители федеральных органов исполнительной власти (или органов исполнительной власти субъектов или регионов) Российской Федерации инициируют или осуществляют действия в отношении ОПО и не координируют свою деятельность, как это подчеркивалось выше (см. статью 5 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ), с Ростехнадзором, то это позволяет относить такие действия к нарушениям законодательства Российской Федерации, что делает возможным направлять соответствующие обращения и представления в судебные органы и (или) органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это тем более важно для таких ОПО (взрывоопасные, химически опасные), технологические процессы на которых (оформленные в виде технологических регламентов и (или) производственных инструкций) связаны (из-за неквалифицированных или несанкционированных действий) с угрозами возникновения аварийных ситуаций и травмирования персонала.
Контрольная и надзорная деятельность органов Ростехнадзора на основе комплексного сочетания функций стройнадзора, котлонадзора, энергонадзора, химнадзора, надзора за транспортированием опасных веществ на ОПО и т.д. позволяет держать под контролем и предотвращать подобные ситуации.
Соответственно во вмешательстве (без вышеуказанных согласований и координации) представителей иных органов исполнительной власти в деятельность организаций, осуществляющих эксплуатацию ОПО, нет необходимости. Вместе с тем в обоснованных случаях органы Ростехнадзора могут планировать и осуществлять (на плановой или оперативной основе) комиссионные проверки объектов совместно с иными органами исполнительной власти (по отдельным вопросам и представлениям).