Газоснабжение является одним из видов коммунальных услуг. В настоящее время трудно представить жизнь без газа в быту. Но нужно помнить, что пользование газом в быту связано с повышенной опасностью возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев, в том числе и с человеческими жертвами. Поэтому вопросы нормативно-правового сопровождения деятельности в области ВДГО трудно переоценить.
К сожалению, необходимо отметить, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста числа аварий, инцидентов и несчастных случаев при пользовании газом в быту. Так, анализ статистики показал, что в период с 2003 г. по настоящее время случаи взрывов и пожаров на объектах газопотребления были отмечены практически во всех регионах РФ. Данный факт свидетельствует о системном характере опасности эксплуатации ВДГО.
Причинами аварий являются, как правило, ненадлежащая эксплуатация ВДГО или его неудовлетворительное состояние, но главное то, что нормативно-правовая документация по вопросам безопасной эксплуатации ВДГО не пересматривалась длительное время и устарела, а эксплуатационная документация изготовителей газового оборудования затрагивает лишь вопросы его технической работоспособности.
В настоящее время вопрос безопасной эксплуатации ВДГО стоит очень остро, совершенствование законодательства в данной области идет полным ходом.
Следует отметить основные вопросы, которые регулируются в области ВДГО.
В Гражданском кодексе – это вопросы собственности, договорных отношений, обязанностей покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования.
В Градостроительном кодексе – это вопросы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В Жилищном кодексе – это вопросы прав и обязанностей собственников по оплате занимаемых жилых помещений (в том числе содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов) и коммунальных услуг (в том числе услуги газоснабжения).
Федеральный закон «О газоснабжении в РФ» No69-ФЗ определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ...» No261-ФЗ направлен на стимулирование энергосбережения в РФ.
В РФ федеральными органами, регулирующими деятельность в области ВДГО являются: Правительство РФ, Минрегион РФ и Ростехнадзор. Вопросами регулирования указанных органов в отдельности являются: поставка газа населению, нормирование потребления газа населением, эксплуатация и обслуживание ВДГО.
Основными действующими нормативными документами в области поставки газа населению являются:
– «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утв. ПП РФ от 21.07.2008г. No549);
– «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. ПП РФ от 23.05.2006г. No 307).
ПП РФ No 549 устанавливает, что методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием ВДГО осуществляется Ростехнадзором.
Данные Правила устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о поставке газа, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Говорить о ПП РФ No 307 нет смысла, поскольку это постановление действует до вступления в силу новых «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных ПП РФ No 354 от 06.05.2011г., и подробное содержание которых будет рассмотрено далее. В новых Правилах более фундаментально даны понятия, которые возникают в отношениях поставки коммунальных услуг. В частности, определен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме, а также расшифровано, что такое «коммунальные ресурсы» и кто такие «потребители». В частности, в число потребителей включены собственники нежилых помещений, которые раньше выпадали из списка, и это приводило к формированию целого пласта судебных разбирательств.
Вопросы нормирования потребления газа населением регулируются четырьмя документами.
Следует отметить основные положения приведенных документов.
ПП РФ от 13.06.2006г. No373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» устанавливает порядок определения нормативов потребления газа населением:
- данным постановлением установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением;
- нормы потребления газа устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм для соответствующего субъекта РФ;
- методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм для соответствующего субъекта РФ;
- методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Минрегионом РФ;
- нормативы потребления газа населением для муниципальных образований устанавливаются на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденного ПП РФ от 23.05.2006 г. No 306, органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением.
Необходимо пояснить, что минимально допустимые нормы потребления природного газа населением установлены для каждого субъекта РФ по основным направлениям использования газа населением (приготовление пищи, горячей воды и отопление жилья) и определяют объем газа, достаточный для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей субъектов РФ.
Отмечу, что институт Гипрониигаз принимал участие в разработке минимально-допустимых норм потребления газа по регионам РФ.
Нормы потребления газа населением рассчитываются в каждом регионе в соответствии с методиками расчета норм потребления населением природного газа и СУГ (теплотехническим расчетом) и должны быть не ниже минимально-допустимых норм, установленных на федеральном уровне для данного региона. Величины региональных норм отражают средний для региона уровень газопотребления населением, являются основой для планирования поставок газа в регионы и ориентиром при определении нормативов потребления газа для расчетов с населением.
Нормативы потребления газа предназначены для расчетов с населением, определяются в соответствии с «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (ПП РФ No306) и устанавливаются на региональном уровне для муниципальных образований на срок не менее трех лет.
«Методика расчета норм потребления природного газа для расчетов с населением при отсутствии приборов учета газа» (утв. Приказом Минрегион РФ от 13.07.2006г. No83) разработана институтом Гипрониигаз во исполнение ПП РФ No 373 и устанавливает Методику определения норм потребления природного газа населением теплотехническими расчетами. Нормы определяются по всем направлениям использования газа, включая пищеприготовление, подогрев воды, отопление жилья, отопление бань, теплиц, гаражей, содержание животных в личном подсобном хозяйстве.
«Методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (утв. Приказом Минрегион РФ от 15.08.2009 г. No340) разработана ООО «ВНИИГАЗ» при участии института Гипроиингаз также во исполнение ПП РФ No 373 и устанавливает Методику определения норм потребления СУГ населением методом аналогов и расчетным методом. Нормы определяются по основным направлениям использования газа, включая пищеприготовление, подогрев воды, отопление жилья.
«Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (утв. ПП РФ от 23.05.2006г. No306) определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию. Нормативы газоснабжения утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Данными Правилами предусмотрены следующие методы установления нормативов газоснабжения:
- метод аналогов (на основе выборочных наблюдений за фактическим потреблением газа с использованием коллективных приборов учета газа),
- экспертный метод (с использованием переносных приборов учета газа),
- расчетный метод.
Приоритет имеет метод аналогов.
Нормативы определяются по основным направлениям использования газа: пищеприготовление, подогрев воды, отопление.
Нормативы дифференцируются по группам домов, утверждаемым уполномоченным органом. Дифференциация осуществляется с учетом: климатических условий региона, конструктивных и технических параметров жилых зданий, износа ВДГО.
Срок действия нормативов – не менее 3-х лет.
Важно отметить, что пересмотр нормативов практически невозможен, поскольку основанием для их изменения является изменение климатических условий региона, конструктивных и технических параметров жилых зданий.
Как было отмечено ранее, постановлением Правительства РФ No 354 от 06.05.2011г. утверждены новые «Правила предоставления коммунальных услуг..», которые ступают в силу по истечении 2-х месяцев со дня вступления в силу соответствующих изменений, которые должны быть внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ No 306 от 23.05.2006г., и предусматривать в том числе порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также при использовании земельного участка и надворных построек (за исключением газоснабжения).
В этой связи следует отметить, что институт Гипрониигаз на протяжении последних нескольких лет пытается внести следующие изменения в Правила, утв. ПП РФ No 306 от 23.05.2006г.:
- расчетный метод не применим, дает заниженные нормативы, поскольку не учитывает специфики газоснабжения, основан на устаревшей нормативной базе;
- при определении нормативов газоснабжения целесообразно использовать не коллективные, а индивидуальные приборы учета газа;
- основанием для изменения нормативов потребления услуги газоснабжения является изменение уровня (удельного показателя) фактического потребления газа населением по тому или иному направлению использования газа, определенного с использованием метода аналогов, более чем на 5 процентов;
- при определении нормативов газоснабжения не учитываются технологические потери газа (технически неизбежные обоснованные потери) во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома;
- предусмотреть определение нормативов потребления газа для ведения личного подсобного хозяйства и др.
Действующие «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утв. ПП РФ No 306, предусматривают учет при определении нормативов газоснабжения износа газоиспользующего оборудования. С этой целью разработана «Методика оценки технического состояния бытового газоиспользующего оборудования, находящегося в эксплуатации, в целях начисления оплаты за газ» (заказчиком работы выступило ООО «Газконсалт»). Данный проект документа содержит методику комплексной оценки технического состояния эксплуатируемого бытового газоиспользующего оборудования, в том числе порядок определения и учёта его износа.
Методика оценки технического состояния эксплуатируемого бытового газоиспользующего оборудования применяется в целях контроля за его состоянием и качеством технического обслуживания.
Порядок определения и учёта износа эксплуатируемого бытового газоиспользующего оборудования применяется в целях определения групп многоквартирных и жилых домов для дифференциации нормативов потребления газа по признаку износа эксплуатируемого бытового газоиспользующего оборудования, для учёта потреблённого объема газа и для взимания платы за газ с населения с учётом износа эксплуатируемого бытового газоиспользующего оборудования.
Следует заметить, что Правилами, утв. ПП РФ No 354 от 06.05.2011г., предусмотрено исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов. В тоже время Правилами вводится норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в составе которого и должны находиться нормативные технологические потери газа.
Поэтому для определения нормативных технологических потерь газа на ВДГО необходима соответствующая классификация объектов газопотребления. С этой целью институтом Гипрониигаз разработан «Классификатор объектов газопотребления для расчета технологических потерь газа в многоквартирных и жилых домах». Классификатор предназначен для применения специалистами газоснабжающих организаций при расчёте нормативных объёмов технологических потерь природного газа, возникающих в процессе эксплуатации ВДГО, для возмещения затрат газоснабжающих организаций, обусловленных этими потерями. Классификатор разработан на основе объединения газифицированных объектов жилищного фонда РФ в характерные группы с учётом этажности и планировки жилых зданий, направлений использования природного газа потребителями, особенностей прокладки газопроводов сети газопотребления, видов и мест размещения газоиспользующего оборудования и приборов учёта газа (общих, индивидуальных) в многоквартирных и жилых домах.
Как известно, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. No 184 в РФ начат процесс модернизации нормативной базы в сфере технического регулирования, на который законом был отведён семилетний переходный период.
Согласно этому закону после 1 июля 2010 г. структура нормативной базы должна была состоять из трёх уровней нормативных документов:
1) технические регламенты (ТР), принятые международным договором РФ, федеральным законом РФ, указом Президента РФ,
постановлением Правительства РФ (со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий
технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу);
2) национальные стандарты (НС), утверждённые Ростехрегулированием и своды правил (СП), утверждённые федеральным органом
исполнительной власти;
3) стандарты организаций (СТО), утверждённые организацией-разработчиком.
В силу ряда причин процесс перехода к новой структуре нормативных документов продолжается и в настоящее время. Примером этого служит тот факт, что только один из представленных документов является действующим – это Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе (утв. ПП РФ от 11.02.2010 No 65). Данный документ распространяется на газоиспользующее оборудование, выпускаемое в обращение на территории РФ и, в частности, применяемое на объектах ВДГО. Он регламентирует правила идентификации, требования безопасности и энергетической эффективности газоиспользующего оборудования, правила и формы оценки его соответствия требованиям настоящего документа и контроль за их соблюдением, а также требования к упаковке, маркировке и эксплуатационной документации.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация устанавливает общие технические требования к эксплуатации сетей газопотребления в жилых, общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных, составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации. Требования настоящего стандарта распространяются в том числе на ВДГО многоквартирных и жилых домов, включая газопроводы и газоиспользующее оборудование помещений общественного назначения.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация устанавливает требования к технической эксплуатации объектов, использующих СУГ. Документ распространяется в том числе на индивидуальные баллонные установки СУГ.
Основные документы, регулирующие эксплуатацию и техническое обслуживание ВДГО.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. ПП РФ от 13.08.2006г. No 491) регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В состав документа входят:
- правила определения состава общего имущества;
- требования к содержанию общего имущества (в том числе условия вынесения решения о проведении капитального ремонта);
- требования несения собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества;
- контроля за надлежащим содержанием общего имущества.
«В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.» (следует заметить, что документом не указаны коллективные приборы учета газа). Согласно данному документу, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью».
Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. ПП РФ от 13.08.2006г. No 491) устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (утв. Приказом Минрегион РФ от 26.06.2009 No 239) Разработан институтом Гипрониигаз в соответствии с ПП РФ от 21 июля 2008 г. No 549. и содержит:
- требования к содержанию и ремонту ВДГО;
- минимальные объемы работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния;
- методику определения нормативной потребности в природном газе на технологические нужды и потери при эксплуатации ВДГО.
ОСТ 153-39.3-051-2003 Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки (утв. приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 No259) регламентирует производство работ по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем природного газа и СУГ, в том числе содержит требования к технической эксплуатации ВДГО.
Методические рекомендации по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования (утв. Приказом Ростехнадзора от 02.12.2009 No 1001) разработаны в соответствии с ПП РФ от 21.07.2008 г. No 549. Носят рекомендательный характер и направлены на методологическое обеспечение деятельности по контролю за техническим обслуживанием и состоянием ВДГО жилищного фонда, а также в помещениях общественного назначения, использующих природный и сжиженный углеводородный газ в качестве топлива для личных, семейных, домашних, хозяйственных и иных нужд.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. No 170) определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по техобслуживанию и ремонту инженерного оборудования (в частности внутренних устройств газоснабжения) и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ 01.01.2004г.) конкретизирует структуру, состав работ, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества многоквартирного дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений, а также организации текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе требования к содержанию и ремонту ВДГО. Содержит перечень работ, входящих в плату за содержание жилья, в плату за текущий ремонт жилья, и перечень дополнительных работ, выполняемых за счет средств потребителей.
Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 (утв. приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 No101) устанавливает порядок проведения диагностики на внутренних газопроводах в жилых домах и общественных зданиях, позволяет выявлять потенциально опасные участки газопроводов и прогнозировать остаточный ресурс систем внутреннего газоснабжения.
Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем (утв. приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001г. No 35) разработан институтом Гипрониигаз и содержит примерные цены на услуги по техобслуживанию и ремонту систем газоснабжения и методику их корректировки с учетом инфляции и местных условий. Предназначен для использования ГРО при оказании услуг по техобслуживанию и ремонту систем газоснабжения, в том числе ВДГО.
Проекты двух документов, разработанные институтом Гипрониигаз в целях совершенствования современной нормативной базы в области эксплуатации и технического обслуживания ВДГО.
Это «Правила безопасного пользования газом в быту в Российской Федерации», которые устанавливают требования к обеспечению безопасного и эффективного использования газа в качестве топлива в газифицированном жилищном фонде для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Правила содержат:
- порядок пользованию газом в быту;
- требования по безопасному пользованию газом в быту;
- ответственность за нарушение правил безопасного пользования газом в быту.
В отличие от действующих Правил пользования газом в быту (утв. ВО «Росстройгазификация» No86-П от 26.04.90г.) заложены требования по заключению договора о техобслуживании ВДГО.
Также это Порядок технической инвентаризации находящегося в эксплуатации газоиспользующего оборудования многоквартирных и жилых домов, который устанавливает:
- требования к организации и проведению работ по технической инвентаризации газоиспользующего оборудования многоквартирных и жилых домов;
- основы взаимоотношений между газоснабжающими организациями и потребителями газа в части обеспечения безопасного и эффективного использования газа в жилых помещениях;
- порядок возмещения затрат газоснабжающих организаций, связанных с непроизводительным расходом природного газа при эксплуатации газоиспользующего оборудования в условиях отсутствия приборов учета.
Как уже отмечалось, ПП РФ за No 354 от 06.05.2011г. утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу по истечении двух месяцев со дня внесения соответствующих изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ No 306 от 23.05.2006г. В этой связи считаю нужным обратить Ваше внимание на основные положения новых Правил.
Правила направлены на более детальное регулирование всех отношений, которые возникают в связи с поставкой коммунальных услуг и ресурсов.
Так, в частности, по каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. При этом вводится норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Это упорядочит расчеты в случае, когда отсутствует коллективный прибор учета.
Более детально отрегулирован порядок отключения должников. Во-первых, снижен срок задолженности, после которого у исполнителя возникает право на отключение с 6 до 3 месяцев. Во-вторых, указано, что при введении ограничения исполнитель имеет право зайти в помещение потребителя и опломбировать оборудование находящееся внутри. Раньше это было проблемой, так отключить могли только электроэнергию. Под исполнителем Правилами указывается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Важно отметить также, что потребителям предоставлена возможность заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг.
В тоже время, если договор предоставления коммунальных услуг по каким-либо причинам не заключен в письменной форме, то он считается заключенным путем совершения определенных действий, то есть через оказание потребителю каких-либо услуг. В этом есть большой положительный момент как для исполнителя, так и для потребителей. Ведь многие граждане ошибочно полагают, что если нет договора, то, значит, нет и обязанностей по квартплате.
Кроме того, в Правилах более серьезно прописаны обязанности потребителя. Например, сейчас они должны будут доказать свое право при обращении к исполнителю. Из практики очень часто приходится разбираться с жалобами людей, которые даже не являются собственниками или не прописаны в данном помещении. Теперь человек должен будет предоставить исполнителю копию документа о его правах на жилье и удостоверение личности.
Полностью пересмотрены алгоритмы расчетов за коммунальные услуги, как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии. Исключена норма, когда в конце года на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, распределялся весь годовой небаланс потребления по многоквартирному дому.
Фактическим оператором снятия показаний приборов учета и организатором их эксплуатации становится управляющая компания. Так же управляющая компания становится посредником при фиксировании фактов нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг.
В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой. А сами ресурсоснабжающие организации несут ответственность за качество предоставляемого потребителю ресурса до точки ввода в дом.
Важно отметить также, что в соответствии с новыми Правилами исполнитель по договору со специализированной организацией обеспечивает аварийно-диспетчерское обслуживание потребителей, а также надлежащее техническое обслуживание и ремонт ВДГО.
При этом работы по приостановлению (возобновлению) подачи газа потребителю, устранению аварий могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт ВДГО, а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах – ГРО.
Таким образом, в соответствии с новыми Правилами к работам по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО кроме ГРО (как это следовало раньше из Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. ПП РФ No 549 от 21.07.2008г.) допускаются другие специализированные организации.
Кроме того, исполнителю предоставлены более расширенные права по приостановлению подачи газа потребителям. В частности, отказ потребителя в допуске исполнителя для проведения контрольной проверки состояния эксплуатируемого потребителем ВДГО дает право исполнителю отключить от газоснабжения такого потребителя. Раньше это было серьезной проблемой.
Тем не менее, несмотря на значительные изменения законодательной базы в области ВДГО, попрежнему остаются нерешенными некоторые вопросы. В частности, в области нормирования потребления газа населением можно отметить, что:
- расчетный метод определения нормативов потребления коммунальных услуг не соответствует современной нормативной базе и не учитывает особенностей газоснабжения;
- отсутствует классификатор многоквартирных и жилых домов по конструктивным и техническим параметрам для определения нормативов газоснабжения;
- методика определения нормативов технологических потерь природного газа на домовых газопроводах и газоиспользующем оборудовании жилых зданий не соответствует современным требованиям;
- отсутствуют критерии оценки технического состояния ВДГО (нормативные значения максимальных фактических расходов газа и коэффициентов полезного действия бытового газоиспользующего оборудования в зависимости от срока и условий его эксплуатации)
- отсутствует методика определения нормативов потребления газа населением для ведения личного подсобного хозяйства.
В области эксплуатации и технического обслуживания ВДГО целесообразным является:
- совершенствование методики диагностирования технического состояния внутренних газопроводов и разработка методики диагностирования оборудования;
- разработка методики определения стоимости услуг ГРО по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО;
- разработка нормативных документов по расходу ресурсов по эксплуатации ВДГО (трудовых, материальных, финансовых).
Таким образом, если подводить итог сказанному, следует отметить, что анализ действующего законодательства в области ВДГО показал, что в этом направлении предстоит еще большая работа и вопросов в данной сфере пока больше, чем ответов. В свою очередь институт Гипрониигаз готов предложить сотрудничество в данной области всем заинтересованным сторонам.
В части совершенствования законодательства по вопросам поставки газа населению институт готов разработать «нормативы численности работников абонентских служб газоснабжающих организаций», а также «рекомендации по определению наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета газа».
В части совершенствования законодательства по вопросам нормирования потребления газа населением институт готов разработать:
- Методику определения нормативов газоснабжения расчётным методом;
- Классификатор многоквартирных и жилых домов по конструктивным и техническим параметрам для определения нормативов газоснабжения;
- Методику определения нормативов технологических потерь природного газа на домовых газопроводах и газоиспользующем оборудовании жилых зданий;
- Классификатор нормативных значений максимальных фактических расходов газа и коэффициентов полезного действия бытового газоиспользующего оборудования в зависимости от срока и условий его эксплуатации;
- Методику определения нормативов потребления газа населением для ведения личного подсобного хозяйства.
В части совершенствования законодательства по вопросам эксплуатации и технического обслуживания ВДГО институт готов разработать:
- Положение о диагностировании технического состояния ВДГО (предназначенное для диагностирования не только внутренних газопроводов, но и бытового газоиспользующего оборудования, и учитывающее требования технического регламента о безопасности ВДГО и «Порядка содержания и ремонта ВДГО в РФ»);
- Методику определения стоимости услуг ГРО по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО (содержащую методику формирования прейскуранта ГРО с учетом взаимосвязи экономических показателей прейскуранта с системой бухучета ГРО (1С:Бухгалтерия) и новый примерный прейскурант, учитывающий изменения в перечне выполняемых работ (в т.ч. с учетом требований «Порядка содержания и ремонта ВДГО в РФ», приказ Минрегиона No239), нормах времени, составе исполнителей и др.);
- Нормативы для расчета численности персонала ГРО по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО;
- Нормы запаса материалов для аварийного обслуживания ВДГО.
А.Л. Федоров – начальник сектора
нормативно-технического развития
ОАО «Гипрониигаз», канд. техн. наук