Работодатели не поддерживают принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
О том, как отраслевые объединения работодателей восприняли предстоящие изменения в законодательстве, рассказал генеральный директор Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности О.Ф. Жилин.
— До внесения данного законопроекта в Государственную Думу, он должен был поступить на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социальнотрудовых отношений. Но сделано этого не было, что является нарушением законодательства Российской Федерации.
8 октября 2010 года состоялось очередное заседание Комиссии, на котором был рассмотрен этот законопроект. Сторонами комиссии, представляющими общероссийские объединения работодателей и профсоюзов, законопроект не был поддержан. По их мнению, увеличение с 2-х до 3-х дней периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателями, является скрытым увеличением тарифа страхового взноса в Фонд социального страхования (ФСС). Добавление 1-го дня оплаты за счет работодателя, равносильно повышению страхового взноса в ФСС на 0,2%. Также вырастет максимальный размер годовых зарплат, с которых берутся страховые взносы — с 415 тыс. до 463 тыс. рублей. Дополнительные средства работодателям придется изыскать и для выплат страховых взносов по договорам гражданско-правового характера (эта норма будет включена в базу для расчета страховых взносов в 2011 году).
В следующем году в результате замены единого социального налога на страховые взносы значительно увеличатся тарифы отчислений в социальные фонды: они будут составлять не 26%, как сейчас, а 34%. Однако в Фонд социального страхования по плану Правительства средства не попадут, так как 6% будет получать Пенсионный фонд, а 2% — Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Но большая часть средств ФОМС планируется использовать не на оказание медицинских услуг населению, а на развитие здравоохранения в целом. Сторонами работодателей и профсоюзов проекты федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», «О бюджете Фонда медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и «Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» 8 октября 2010 года не были поддержаны.
Ситуация в экономике после случившегося кризиса еще окончательно не стабилизировалась, и поэтому дополнительная финансовая нагрузка на работодателей может негативно сказаться на деятельности предприятий, особенно тех, кто работает в условиях государственного регулирования тарифов. Для них необходимо предусмотреть компенсационные механизмы для возмещения недополучаемых средств через регулирование тарифов и цен, а также тарифов отчислений в фонды обязательного страхования.
Не исключено, что минимизируя затраты работодатели будут вынуждены сокращать численность работников и уводить зарплату в «теневую зону». Очевидно, что любое повышение налоговой нагрузки на работодателей, должно быть связано с корректировкой тарифной политики.
Руководители отраслевых объединений работодателей подготовили и направили письма в профильные комитеты Государственной Думы с просьбой учесть их мнение при рассмотрении законопроекта.
По основным направлениям бюджетной политики Комиссией было отмечено, что они были рассмотрены лишь после того, как Правительство уже определило основные показатели федерального бюджета. Работодатели высказали мнение, что необходимо принять решение по внесению изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, направленное на реализацию законодательных норм о праве трехсторонней Комиссии принимать непосредственное участие в подготовке разрабатываемых Правительством проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Кроме того необходимо определить порядок учета мнения Российской трехсторонней комиссии и ее сторон, проведения в период между заседаниями Комиссии ее Координатором консультаций с Координаторами сторон по вопросам, требующим оперативного решения, реализации положений Регламента РТК, предусматривающего участие координаторов сторон в заседаниях Правительства.
Стороной профсоюзов это предложение было поддержано.