На рынке реализации бытового сжиженного газа сложилась крайне негативная ситуация. Она связана с оплатой поставок газа по оптовым ценам и его доставкой до газонаполнительной станции. Специфика работы большинства газораспределительных организаций такова, что формирование выручки происходит в основном за счет реализации сжиженного газа населению. Согласно правилам оказания коммунальных услуг, оплата потребленного газа населением производится после оказания услуг, в то время как оплата за поставляемый поставщиками и доставляемый перевозчиками газ осуществляется согласно заключенным договорам на условиях 100% предоплаты.
В связи с этим у ГРО возникает значительный кассовый разрыв, который увеличивается при очередном повышении оптовых цен на газ. В результате чего газораспределительные организации:
- вынуждены пользоваться заемными средствами, что увеличивает розничные цены для населения;
- в условиях острого дефицита собственных оборотных средств ГРО не в состоянии своевременно выполнять в полном объеме комплекс эксплуатационных мероприятий по содержанию объектов, обеспечивающих газоснабжение населения. Вероятность возникновения аварийных ситуаций резко возрастает.
В «Методике регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям» основной единицей является объем транспортируемого газа. Например, при снижении объемов транспортировки газа по независящим от ГРО причинам получаемые доходы в планируемом году не возмещают затраты на транспортировку газа, так как доходная часть при установлении тарифов рассчитывается на более высокий объем. В связи с чем предлагается рассмотреть вариант расчета тарифа на услуги по транспортировке природного газа не на объем транспортируемого газа, а на протяженность обслуживаемых газовых сетей, находящихся на балансе ГРО, взятых на обслуживание по договорам аренды и другим законным основаниям.
В настоящее время методика расчета норм потребления сжиженного газа для населения отсутствует. Поэтому невозможно определить норматив потребления сжиженного газа на одного человека, соответствующий реальным потребностям населения, и как следствие, льготы и субсидии, предоставляемые населению, необоснованно занижены.
При утверждении тарифов на транспортировку природного газа и по отпуску сжиженного газа населению регулирующие органы (ФСТ и РЭК) не принимают в полном объеме расчетный фонд оплаты труда ГРО. При этом расчетный ФОТ газораспределительной организации составляется исходя их фактической численности работников и минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда на основании «Отраслевого тарифного соглашения», которое подписано между ГРО, областной администрацией и отраслевым профсоюзным комитетом. Получается, что регулирующие органы принуждают газораспределительную организацию не исполнять отрас левые тарифные соглашения и коллективные договоры, что является нарушением Трудового кодекса РФ. Такое отношение привело к тому, что средняя заработная плата в ГРО ниже, чем в других коллективах газовой отрасли.
Кроме того, газораспределительные организации осуществляют аварийно-техническое обслуживание внутридомового газового оборудования газифицированного жилого фонда, которое проводится на основании договоров, заключенных с управляющими компаниями. До января 2005 года затраты на техническое обслуживание ВДГО учитывались при утверждении розничной цены на газ, реализуемый населению. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 11 января 2007 года, и «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, установлены критерии определения имущества, подлежащего включению в состав общего имущества в многоквартирном доме. Согласно указанным нормативным актам, индивидуальные газовые плиты не включаются в состав общего имущества собственников. Техническое обслуживание и содержание газовых плит – обязанность собственников. В связи с чем управляющие компании обращаются к газораспределительным организациям для заключения договоров в соответствии с требованиями жилищного законодательства, статья 416 ГК РФ.
В случае исключения из договора с управляющими компаниями работ по обслуживанию внутриквартирных газовых плит возникает экстренная необходимость перезаключения договоров на техническое обслуживание газовых плит непосредственно с каждым владельцем газовой плиты. Из-за большого количества газифицированных квартир в многоэтажных домах потребуется очень много времени для заключения договоров с каждым абонентом. Плановое обслуживание газовых плит ГРО вынуждено будет производить бесплатно, что отрицательно скажется на финансовых показателях деятельности организаций, так как прерывать плановое обслуживание невозможно ввиду повышенной потенциальной опасности газового оборудования.
Заместитель генерального директора
по экономике и финансам ОАО «Томскоблгаз»,
председатель экономического совета
Ассоциации «Сибдальвостокгаз»
Галина Архипенко